Медиация, новое явление в российском праве. Правовому акту, регламентирующему его, на днях исполнилось всего семь лет – детский возраст по сравнению с другими правовыми институтами разрешения конфликтов. Но начало положено, новый способ урегулирования споров включен в правовое поле, применяется на практике и достаточно успешно развивается. Разберемся что нового предложил законодатель, какие особенности присущи новому механизму, для этого внимательно прочитаем Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Медиация
До принятия рассматриваемого акта, закон предусматривал следующие основные способы разрешения разногласий между участниками спора:
- переговоры;
- третейское разбирательство;
- разрешение спора государственным судебным органом.
Приведенный перечень далеко неполный, в него следовало бы включить разрешение споров в административном порядке связанные с обращением в различные государственные органы, например, обжалование их решений в порядке подчиненности, жалобы в ФАС и прочие, но поскольку, как будет сказано ниже, применение медиативных процедур в этих ситуациях невозможно, мы выделили только три основных способа.
Из приведенного списка только переговоры, как способ разрешения ситуации, позволяет сторонам с самого начала самостоятельно достичь приемлемого решения, прийти к компромиссу. Включение в спор органа, уполномоченного постановлять решение, значительно сужает возможности, ограничивает варианты решения проблемы, но не исключает мирового соглашения.
Если проанализировать последние тенденции развития процессуального права, становится очевидным, что законодатель настойчиво внедряет в практику разрешения конфликтов нормы, предписывающие сторонам в первую очередь попытаться договориться. С этой целью в процессуальные кодексы внесены нормы об обязательном досудебном урегулировании спора по большинству категорий дел. На практике действия истцовой стороны, на которую возложена эта обязанность, сводятся к направлению претензии, до реальных переговоров процесс доводится редко.
Одной из причин, по которой дело все же доходит до суда, является нежелание сторон вступать в прямые переговоры, договариваться, обусловленное накопившимися взаимными претензиями, обидами, некорректным поведением одной из них в прошлом и прочими чисто субъективными мотивами. На преодоление этих препятствий направлена процедура медиации.
Закон определяет медиацию как добровольный способ решения разногласий, реализуемый через участие посредника – медиатора (см. п.п. 2 ст. 2). Основное отличие такого способа разрешения конфликта – порядок принятия решения. Судебный порядок предполагает активное участие судьи в постановлении решения. Медиация отстраняет посредника от рассмотрения, анализа обстоятельств и принятия решения. Каким образом разрешиться спор устанавливают его стороны.
Когда применяется
Разрешить через процедуру медиации можно любой спор, если он основан на гражданских, семейных или трудовых отношениях (но только не коллективные споры). Другие разногласия не могут быть предметом медиации. Также ограничивает возможность применения процедуры включение в разногласия интересов третьих лиц или публичных (см. п. 2 ст. 1).
Прийти к соглашению о проведении медиации можно как на стадии досудебной, так и во время рассмотрения дела судом или арбитражным судом (см. п. 4 ст. 1). Достигнутые договоренности утверждаются судьей в качестве мирового соглашения. Вместе с тем наличие предварительной договоренности о привлечении медиатора не является безусловным основанием для остановки производства по иску или отложении судебного разбирательства. При веских доводах, в интересах одной из сторон, суд может рассмотреть дело по существу (см. ст. 4).
Условия применения
Применение медиации может быть заранее предусмотрено сторонами сделки, путем медиативной оговорки. Важно чтобы это условие было зафиксировано письменно (см. ст. 7).
Направить предложение о привлечении медиатора может любая сторона самостоятельно или через медиатора. Предложение может исходить и от судьи, рассматривающего спор. В любом случае процедура начнется только после заключения сторонами соглашения, предусматривающего:
- сведения о предмете разногласий;
- информацию о посреднике, привлеченном для организации переговоров;
- порядок их проведения;
- условия участия сторон в расходах на процедуру;
- конкретный срок, в который стороны планируют договориться.
Срок ответа на предложение о медиации указывается в предложении о ее проведении. Если письмо не содержало такого указания, срок признается равным тридцати дням. По прошествии этого времени предложение считается отклоненным.
Процедура
Со дня заключения соглашения начинается процедура медиации. Она должна быть окончена за шестьдесят дней, если не был согласован более короткий срок. В исключительных случаях, при согласии всех участников процесса, включая медиатора, срок переговоров может быть увеличен. При любых обстоятельствах переговорный процесс не должен тянуться больше ста восьмидесяти дней, а проводимый в рамках судебного процесса – шестидесяти (см. ст. 13).
Конкретный порядок действий сторон определяется по соглашению между ними. Стороны могут поручить медиатору определять порядок ведения переговоров и совершения действий. Каких-либо ограничений или обязательных предписаний в отношении процедурных вопросов закон не содержит.
Предложения, направленные на урегулирование спора должны исходить от сторон. Посредник не вправе предлагать сторонам конкретные варианты решения, вмешиваться в процесс согласования условий. Однако, по взаимному согласию стороны могут обратиться за помощью к медиатору.
Закон запрещает сторонам разглашать без взаимного согласия любы сведения, ставшие им известными во время медиации. Медиатор вправе делать публичные заявления только с разрешения участников процесса.
Посредники
Закон специально оговаривает, что медиация не является предпринимательской деятельностью. Оказывать сторонам помощь в достижении согласия могут любые физические лица, отвечающие следующим требованиям:
- старше восемнадцати лет;
- отсутствие судимости.
Если посредник действует на профессиональной основе, он должен отвечать дополнительным требованиям:
- быть старше двадцати пяти лет;
- получить высшее и дополнительное образование в области медиации.
Медиатор должен действовать беспристрастно и быть независимым от участников спора. Заинтересованность в итогах разрешения спора или родственные отношения с одним из участников, являются препятствиями к участию посредника в переговорном процессе.
Число посредников, которых можно привлечь к медиации, не ограничено.
Медиативное соглашение
При достижении положительного результата стороны заключают медиативное соглашение, представляющее собой гражданско-правовую сделку, содержащую обязательства, принятые сторонами, и условия их исполнения. Ее выполнение может обеспечиваться любым из предусмотренных ГК способов. Защита интересов сторон по такой сделке осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Прекращение медиации
Основаниями прекращения процедуры медиации являются:
- заключение медиативного соглашения;
- заключение соглашения о прекращении процедуры;
- заявление одной стороны об отказе от продолжения переговоров;
- заявление посредника о прекращении процедуры ввиду нецелесообразности ее продолжения.
В первых двух случая процедура считается окоченной в момент заключения соответствующих соглашений. В последних – со дня направления заявлений.
Заключение
Закон о медиации носит рамочный характер, регламентируя только основные моменты отношений участников медиативных отношений, устанавливая принципы. Сторонам спора и посредникам предоставлено большое пространство для маневра, ведения переговоров и достижения конструктивного решения. Может показаться, что излишняя свобода в процедурных вопросах является недостатком нормативного акта, ведь мы так привыкли к доскональному регулированию каждого действия во время судебного процесса, но это не так. Цель медиации в достижении добровольного компромиссного решения, излишнее правовое регулирование не будет способствовать ее достижению.