Медиация в детском саду

Медиация стремительно ворвалась в сферу образования. Благодаря усилиям энтузиастов-педагогов распространилась и охватила детские учреждения. Метод получил признание на государственном уровне: вступил в силу специальный закон № 193-ФЗ РФ; разработана концепция развития медиативных служб (См. распоряжение № 1430-р).

Государственная образовательная политика нацелена на внедрение медиации в школьную жизнь, преподавание детям и подросткам основ метода для развития социального навыка решать разногласия самостоятельно и конструктивно. В силу возраста дошкольники к этому не готовы. Поэтому в детском саду медиация используется по прямому назначению – как альтернативный способ разрешения конфликтов внутри педагогического коллектива или с родителями воспитанников.

Медиативный подход

Конфликты составляющая часть жизни. Изучает этот вид социального взаимодействия наука конфликтология. В ходе научных исследований был разработан и теоретически обоснован метод разрешения конфликтной ситуации при участии независимых и незаинтересованных посредников, получивший название – медиация.

Переговоры – старейший способ разрешения разногласий в арсенале человечества. Прямое общение отличный шанс для сторон достичь компромисса, выработать добровольное решение. В жизни проведению переговоров мешают субъективные обстоятельства: старые обиды, страх перед встречей, нежелание взглянуть на ситуацию с точки зрения противной стороны и прочее.

Не видя мирного выхода из конфликта люди прибегают к «силовым» методам. Обращаются в суд, жалуются на обидчика по инстанции, привлекают к разрешению конфликта третью сторону, обладающую властными полномочиями: судью, начальника и так далее.

С момента включения в разрешение спора арбитров, оценивающих доводы, применяющих к ситуации нормы права, стороны лишаются инициативы. Спор разрешает рефери, решение «навязывается».

Медиативный подход лишен этого недостатка. Итог успешной медиации – добровольно принятое обеими сторонами решение. Участники конфликта самостоятельно, своей волей находят выход из ситуации, без принуждения принимают обязательства, направленные на устранение разногласий.

Читайте также:  Временная регистрация для иностранных граждан

Помогают им подготовленные люди – медиаторы. Роль профессиональных посредников отличается от роли адвокатов, юристов, поверенных и других спецов, которых принято привлекать к участию в переговорах.

Специалист судит о ситуации со своей профессиональной точки зрения. Юрист оценивает сильные и слабые стороны правовой позиции клиента, задумывается как усилить аргументы в суде и ослабить противника. Инспектор по делам несовершеннолетних думает, как подготовить материал для комиссии, какие принять меры.

Медиаторы не работают непосредственно с конфликтом, не разрешают разногласия. Они только помогают сторонам прийти к решению:

  • организуют переговоры;
  • разъясняют цель процедуры;
  • следят за поведением сторон;
  • используют психологические методы, чтобы направлять дискуссию в конструктивное русло.

Медиацию нельзя оценивать как процедуру установления объективной или субъективной истины. Медиативные переговоры не суд и не административное рассмотрение спора. Задача медиатора – создать конфликтующим сторонам условия для достижения согласия.

Преимущества нового метода перед старыми способами разрешения конфликтов очевидны. Решение добровольно принятое, как показывает практика, будет добровольно и исполнено. Создание службы медиации в ДОУ позволит:

  • конструктивно разрешать конфликты внутри трудового коллектива;
  • урегулировать индивидуальные трудовые споры;
  • организовать помощь родителям воспитанников для решения семейных конфликтов.

Законодательная основа

Медиативный подход так и остался бы узко практикуемой техникой конфликтологии и психологии, если бы государство не решило использовать его преимущества в общественных отношениях в качестве альтернативного несудебного способа разрешения споров. Законодательный базис для внедрения медиации в практику работы детских садов заложен законом № 193-ФЗ РФ.

Закон четко ограничивает сферы общественных отношений, в которых медиативный поход может использоваться в качестве правового инструмента (См. п. 2 ст. 1, 193-ФЗ РФ). К ним относятся:

  • гражданские правоотношения;
  • трудовые;
  • семейные.

Медиацию нельзя применять для разрешения коллективных трудовых споров, а также в случаях, когда затрагиваются интересы людей, не принимающих участия в медиативных переговорах, или публичные интересы (См. п. 5 ст. 1, 193-ФЗ РФ).

Читайте также:  Какие документы нужны для загранпаспорта

Стоит отметить, отношения в сфере образования не включены законодателем в перечень, что сужает случаи применения метода в дошкольном образовательном учреждении.

Организация службы

Создание службы медиации в ДОУ оформляют двумя документами:

  • приказом об организации службы;
  • положением о службе.

Методическую помощь в работе по организации нового структурного подразделения предоставят региональные службы медиации, создаваемые по распоряжению Правительства № 1430-р.

В состав медиаторов включают сотрудников, изъявивших желание заняться новым видом деятельности. Закон не предъявляет строгих требований к кандидатам (См. п. 2 ст. 15, 193-ФЗ РФ):

  • старше восемнадцати лет;
  • отсутствие судимости.

Если сотрудник изъявит желание работать на профессиональной основе, к нему предъявляют следующие требования (См. ст. 16, 193-ФЗ РФ):

  • возраст — 25 лет;
  • образование — высшее и дополнительное в сфере медиации.

Программа подготовки медиаторов утверждена приказом Минобрнауки № 187 и постановлением Правительства № 969.

Параллельно с организацией службы, проводят разъяснительную работу среди родителей и сотрудников ДОУ. Организуют презентации на общих собраниях. Цель – познакомить с новым методом, рассказать о его преимуществах.

Заключение

Применение медиации в дошкольных образовательных учреждениях непросто дань моде или ответ на сигналы "сверху". Грамотное использование метода окажет действенную помощь в разрешении конфликтов, поможет наладить конструктивный диалог с родителями воспитанников.

Была ли Вам данная статья полезной?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Scroll Up