Медиация в ДОУ или медиация в детском саду стремительно ворвалась в сферу образования. Благодаря усилиям энтузиастов-педагогов распространилась и охватила детские учреждения. Метод получил признание на государственном уровне: вступил в силу специальный закон № 193-ФЗ РФ; разработана концепция развития медиативных служб (См. распоряжение № 1430-р).
Государственная образовательная политика нацелена на внедрение медиации в школьную жизнь, преподавание детям и подросткам основ метода для развития социального навыка решать разногласия самостоятельно и конструктивно. В силу возраста дошкольники к этому не готовы.
Поэтому в детском саду медиация используется по прямому назначению – как альтернативный способ разрешения конфликтов внутри педагогического коллектива или с родителями воспитанников.
Медиативный подход
Конфликты составляющая часть жизни. Изучает этот вид социального взаимодействия наука конфликтология. В ходе научных исследований был разработан и теоретически обоснован метод разрешения конфликтной ситуации при участии независимых и незаинтересованных посредников, получивший название – медиация.
Переговоры – старейший способ разрешения разногласий в арсенале человечества. Прямое общение отличный шанс для сторон достичь компромисса, выработать добровольное решение. В жизни проведению переговоров мешают субъективные обстоятельства: старые обиды, страх перед встречей, нежелание взглянуть на ситуацию с точки зрения противной стороны и прочее.
Не видя мирного выхода из конфликта люди прибегают к «силовым» методам. Обращаются в суд, жалуются на обидчика по инстанции, привлекают к разрешению конфликта третью сторону, обладающую властными полномочиями: судью, начальника и так далее.
С момента включения в разрешение спора арбитров, оценивающих доводы, применяющих к ситуации нормы права, стороны лишаются инициативы. Спор разрешает рефери, решение «навязывается».
Медиативный подход лишен этого недостатка. Итог успешной медиации – добровольно принятое обеими сторонами решение. Участники конфликта самостоятельно, своей волей находят выход из ситуации, без принуждения принимают обязательства, направленные на устранение разногласий.
Кадры для медиации в детском саду
Помогают им подготовленные люди – медиаторы. Роль профессиональных посредников отличается от роли адвокатов, юристов, поверенных и других спецов, которых принято привлекать к участию в переговорах.
Специалист судит о ситуации со своей профессиональной точки зрения. Юрист оценивает сильные и слабые стороны правовой позиции клиента, задумывается как усилить аргументы в суде и ослабить противника. Инспектор по делам несовершеннолетних думает, как подготовить материал для комиссии, какие принять меры.
Медиаторы не работают непосредственно с конфликтом, не разрешают разногласия.
Они только помогают сторонам прийти к решению:
- организуют переговоры;
- разъясняют цель процедуры;
- следят за поведением сторон;
- используют психологические методы, чтобы направлять дискуссию в конструктивное русло.
Медиация в ДОУ не должна оцениваться как процедура установления объективной или субъективной истины. Медиативные переговоры не суд и не административное рассмотрение спора. Задача медиатора – создать конфликтующим сторонам условия для достижения согласия.
Преимущества нового метода перед старыми способами разрешения конфликтов очевидны. Решение добровольно принятое, как показывает практика, будет добровольно и исполнено.
Законодательная основа
Медиативный подход так и остался бы узко практикуемой техникой конфликтологии и психологии, если бы государство не решило использовать его преимущества в общественных отношениях в качестве альтернативного несудебного способа разрешения споров. Законодательный базис для внедрения медиации в практику работы детских садов заложен законом № 193-ФЗ РФ.
Закон четко ограничивает сферы общественных отношений, в которых медиативный поход может использоваться в качестве правового инструмента (См. п. 2 ст. 1, 193-ФЗ РФ). К ним относятся:
- гражданские правоотношения;
- трудовые;
- семейные.
Медиация в детском саду не должна применяться для разрешения коллективных трудовых споров. А также в случаях, когда затрагиваются интересы людей, не принимающих участия в медиативных переговорах, или публичные интересы (См. п. 5 ст. 1, 193-ФЗ РФ).
Стоит отметить, отношения в сфере образования не включены законодателем в перечень. Что сужает случаи применения метода в дошкольном образовательном учреждении.
Организация службы
Создание службы медиации в ДОУ оформляют двумя документами:
- приказом об организации службы;
- положением о службе.
Методическую помощь в работе по организации нового структурного подразделения предоставят региональные службы медиации, создаваемые по распоряжению Правительства № 1430-р.
В состав медиаторов включают сотрудников, изъявивших желание заняться новым видом деятельности. Закон не предъявляет строгих требований к кандидатам (См. п. 2 ст. 15, 193-ФЗ РФ):
- старше восемнадцати лет;
- отсутствие судимости.
Если сотрудник изъявит желание работать на профессиональной основе, к нему предъявляют следующие требования (См. ст. 16, 193-ФЗ РФ):
- возраст – 25 лет;
- образование – высшее и дополнительное в сфере медиации.
Программа подготовки медиаторов утверждена приказом Минобрнауки № 187 и постановлением Правительства № 969.
Параллельно с организацией службы, проводят разъяснительную работу среди родителей и сотрудников ДОУ.
Организуют презентации на общих собраниях. Цель – познакомить с новым методом, рассказать о его преимуществах.
Создание службы медиации в ДОУ позволит:
- конструктивно разрешать конфликты внутри трудового коллектива;
- урегулировать индивидуальные трудовые споры;
- организовать помощь родителям воспитанников для решения семейных конфликтов.
Заключение
Медиация в детском саду непросто дань моде или ответ на сигналы “сверху”. Грамотное использование метода окажет действенную помощь в разрешении конфликтов, поможет наладить конструктивный диалог с родителями воспитанников.
Медиация в детском саду или медиация в ДОУ рассматривается в видео ниже.