- Статус участника
- Документы дающие право на льготы
- Социальные и пенсионные льготы
- Льготы для всех категорий
- Установка телефона
- Преимущества при вступлении в кооперативы
- Ежегодный отпуск в удобное время
- Ритуальные услуги
- Льготы для 2 и 3 категории
- Преимущественное обеспечение путевками
- Льготы для 1 и 2 категории
- Обеспечение жильем
- Сохранение права на обслуживание в медицинских организациях
- Внеочередное оказание медицинской помощи
- Отпуск за свой счет
- Профессиональное обучение и переобучение
- Льготы для 1 категории
- ЕДВ
- Пенсионные льготы
- Оплата жилья
- Обеспечение протезами
- Вне очереди
- Налоговые льготы
- НДФЛ
- Госпошлина
- Транспортный налог
- Земельный налог
- Налог на имущество
- Льготы на местах
- Заключение
Одним из направлений социальной политики нашего государства является поддержка граждан, принимавших участие в военных конфликтах. Речь идет про льготы участникам боевых действий. Нестабильная геополитическая ситуация не способствует уменьшению реальных военных конфликтов.
Число граждан, принимавших участие в них не снижается. Все они нуждаются в особой заботе государства. Цель этой заботы заключается не только в создании механизма помощи ветеранам, но и в большей мере, в признании заслуг граждан перед отечеством.
Направления, по которым оказывается помощь, разнообразны.
Меры поддержки охватывают сферы пенсионного и социального обеспечения, уплаты налогов. Как государство поддерживает участников боевых действий и какие льготы предоставляет им, разберем в этой статье.
Статус участника
Основанием предоставления мер социальной поддержки гражданам, принимавшим участие в войнах, является признание за ними статуса ветерана боевых действий. Критерии отнесения человека к этой категории льготников, перечислены в статье 3 закона № 5-ФЗ РФ.
В настоящее время перечень обстоятельств, с которыми закон связывает право на получение статуса ветерана, содержит семь пунктов.
Практически все граждане, принимавшие участие в афганской войне, чеченских войнах, иных вооруженных конфликтов на территории России, а также исполнявший воинский долг в Сирии, включены в соответствующие пункты списка.
Граждане включаются в льготную категорию в зависимости от характера и условий исполнения ими должностных обязанностей во время вооруженных конфликтов.
Вторым критерием является факт официального признания государством вооруженного конфликта боевыми действиями. Перечень войн, участники которых признаются ветеранами, приведен в приложении к закону.
Этот список постоянно дополняется. Последние изменения учитывают участие ВС нашей страны в сирийском конфликте. Ведется обсуждение о предоставлении льгот добровольцам, принимавшим участие в конфликте на Донбассе.
Читайте также – Льготы ветеранам Великой Отечественной войны
Документы дающие право на льготы
Формальным документом, дающим право на льготы участникам боевых действий, является удостоверение. Статус ветерана не присваивается автоматически, заинтересованное лицо должно обратиться в ведомство, в котором он проходил службу во время боевых действий.
Обращения военнослужащих рассматриваются в порядке, определенном приказом министра № 2288. Для рассмотрения вопроса в ВС создаются специальные комиссии. Претенденты направляют в них рапорт, а гражданские служащие – заявление.
Обращения пишется на имя непосредственного начальника. Запасники и отставники направляют заявления через военные комиссариаты.
Рапорт должен содержать:
- Ф.И.О. заявителя;
- личный номер;
- звание;
- должность;
- дату рождения;
- информацию о периодах выполнения боевых задач и территории.
К заявлению прикладываются:
- две фотокарточки 3х4;
- копия паспорта;
- документы, подтверждающие указанные в рапорте обстоятельства.
Подтверждающими документами являются:
- приказы или выписки из них;
- военные билеты;
- орденские книжки;
- иные документы.
Обращение должно быть рассмотрено комиссией не позднее тридцати дней после регистрации рапорта. Срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. О продлении срока сообщатся заявителю.
Решение комиссии оформляется заключением, служащим основанием для выдачи удостоверения. В особо сложных случаях, когда комиссии на местах не могут самостоятельно принять решение, документы направляются в центральную комиссию.
В этих обстоятельствах рассмотрение обращения может еще затянуться на тридцать суток, без учета времени прохождения корреспонденции.
Социальные и пенсионные льготы
Основные льготы участникам боевых действий гарантированы законом № 5-ФЗ РФ. Рассмотрим их подробнее.
Условно ветеранов, участвовавших в войнах, можно разделить на три группы:
- к первой относятся лица, перечисленные в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 3 закона;
- ко второй, указанные в пункте 5;
- к третьей – в пунктах 6 и 7.
Объем предоставляемых льгот напрямую зависит от оснований приобретения гражданином статуса ветерана.
Для простоты восприятия описание преференций сгруппировано по соответствующим категориям граждан. Сразу отметим, что наибольшее количество льгот предоставляется ветеранам, включенным в первую группу.
Льготы для всех категорий
Установка телефона
Развитие сотовой связи сделало простым и легким доступ к услугам телефонии. Однако с установкой стационарных телефонов до сих пор возникают сложности. Сохраняется такое явление, как очередь, обусловленное техническими возможностями городских АТС. Ветеранам домашний телефон должен устанавливаться в первоочередном порядке.
Преимущества при вступлении в кооперативы
До 31 декабря 2018 года ветераны пользуются преимуществами при вступлении в различные кооперативы и некоммерческие объединения. После этой даты льгота будет изменена на преимущественное предоставление земли.
Реализация этого права не связана с возложением на государство денежных обязательств. Преференция заключается только в предоставлении права на первоочередное получение земельного участка, основания по которым он предоставляется и условия его выделения устанавливаются общим законодательством.
Ежегодный отпуск в удобное время
Согласно правилам, установленным ТК HA, ежегодный отпуск предоставляется согласно графика, учитывающего как интересы работодателя, так и пожелания сотрудника.
Иными словами, конкретное время отпуска – предмет договоренностей.
Ветераны военных действий имеют право требовать предоставления отпуска в удобное для них время. Работодатель обязан обеспечить им такую возможность.
Ритуальные услуги
Расходы на погребение ветеранов финансируются за счет средств ведомств, в которых они проходили военную или иную службу.
Ведомствами оплачиваются:
- подготовка тела к перевозке;
- услуги по перевозке покойного;
- услуги по кремированию и погребению;
- изготовление памятника;
- установка надгробия.
Ритуальные услуги оплачиваются в размере, не превышающем 18 980,00 р., а в Москве или Санкт-Петербурге – 26 280,00 р.
Стоимость работ по изготовлению и монтажу памятников не должна превышать 32 803,00 р. (см. постановление № 460). В жизни родственники умершего самостоятельно несут эти расходы, а впоследствии обращаются за их компенсацией.
Очень важно сохранить все финансовые документы, подтверждающие произведенные траты. Без них получить возмещение будет невозможно.
Льготы для 2 и 3 категории
Преимущественное обеспечение путевками
Ветераны из второй или третьей категории имеют преимущественное право на получение направлений на отдых в санаторно-курортные учреждения.
Основанием для предоставления льготы является медицинское заключение, содержащее рекомендации по санаторно-курортному лечению. В данном случае основания для предоставления компенсации стоимости путевок не предусматривается.
Условия участия государства в таких расходах ветерана определяются иными правовыми актами.
Льготы для 1 и 2 категории
Обеспечение жильем
Законодатель скромно и незаметно ограничил жилищные льготы ветеранов.
- Во-первых, правом на обеспечение жильем обладают только ветераны из первой или второй группы.
- Во-вторых, жилье предоставляется только в ограниченных случаях.
Порядок улучшения жилищных условий ветеранов первой группы зависит от даты их постановки на учет в качестве нуждающихся лиц. Вставшие в очередь до начала 2005 года обеспечиваются жильем за счет средств, поступающих в регионы из федерального бюджета в виде субвенций.
Граждане, обратившиеся за помощью, после указанной даты могут претендовать на государственную помощь на общих основаниях, перечисленных в жилищном законодательстве. На практике это означает, что до первого января 2005 года основанием для предоставления льготы являлась необходимость улучшения условий проживания, после – только общие основания, предусмотренные для других граждан.
В настоящее время ветеран может обратиться за помощью только в случае признания его малоимущим.
Объем средств, выделяемых на нужды ветеранов из группы 1, осуществляется исходя из нормы 18 квадратных метров и средней стоимости одного метра на региональном рынке. Жилье может быть предоставлено в натуре.
По заявлению ветерана стоимость компенсации может быть выплачена ему деньгами, но расчет не изменится.
Ветераны второй группы могут претендовать на помощь только в двух случаях:
- при выселении из служебного жилья;
- если они являются инвалидами, причем только боевых действий.
Вопрос о конституционности положений закона, предусматривающих разные основания для обеспечения ветеранов жильем (в зависимости от срока постановки на учет), рассматривался КС.
Высшая судебная коллегия не нашла противоречий, признала правовые нормы соответствующими основному закону.
Сохранение права на обслуживание в медицинских организациях
Не секрет, что качество помощи, оказываемой в ведомственных лечебных учреждениях, зачастую значительно выше, чем в аналогичных «гражданских» учреждениях.
Обусловлено это не уровнем квалификации персонала, а в большей степени уровнем технического оснащения организации. Вместе с тем специализация и опыт врачей, постоянно сталкивающихся с «боевыми» заболеваниями, знание истории болезни пациента, тоже играют немаловажную роль в качественном лечении.
Ветераны имеют право продолжить лечение и наблюдение за своим здоровьем в ведомственных медицинских организациях
Внеочередное оказание медицинской помощи
Современная практика организации медицинской помощи основывается на принципах страховой медицины. Финансирование лечения граждан подчинено строгим правилам ОМС.
Государство не имеет практической возможности обеспечить лечение всем и сразу, неизбежно возникают очереди из пациентов, ждущих своих мест в больницах или медицинских центрах.
Ветераны освобождены от такого ожидания. После очной консультации решение о приеме на лечение должно быть принято за семь дней.
Отсутствие реальной возможности принять ветерана на лечение не лишает его права на льготу, медицинская организация обязана направить его в другую больницу.
Отпуск за свой счет
Работающие участники локальных войн имеют право на дополнительный неоплачиваемый отпуск. Продолжительность такого отдыха не может превышать 35 дней. Формулировка закона несколько отличается от положений ТК, касающихся порядка предоставления неоплачиваемого отпуска, но смысл от этого не меняется. Отпуск предоставляется по заявлению ветерана, в удобное для него время.
Профессиональное обучение и переобучение
В необходимых случаях работодатель вправе направить ветерана на обучение профессии или повышение квалификации. Расходы на оплату услуг учреждений образования закон возлагает на работодателя. На практике это означает, что работодатель ни при каких условиях не может возложить на ветерана компенсировать ему все или часть произведенных расходов.
Льготы для 1 категории
ЕДВ
Непосредственным участникам боев, саперам, солдатам автомобильных батальонов и летчикам, обеспечивавшим войсковые операции в Афганистане, то есть гражданам, включенным нами в первую группу ветеранов (см. выше), ежемесячно должна выплачиваться фиксированная денежная сумма (см. п.п. 3 п. 4 ст. 23.1 5-ФЗ РФ). В 2018 году размер доплаты составляет 1 741,47 р.
Если по основаниям, перечисленным в иных законах ветерану положена еще одна выплата, он должен выбрать какую из них будет получать. Исключение сделано только для чернобыльцев и участникам испытаний ядерного оружия. Эти категории граждан могут пользоваться двумя льготами одновременно. В рамках рассматриваемого закона из нескольких доплат автоматически назначается наибольшая по размеру.
За начислением доплаты необходимо обращаться в ПФ. Выплата назначается со дня подачи заявления. Ежегодная индексация ЕДВ производится автоматически.
Пенсионные льготы
Статус ветерана локальных войн предоставляет право на получение пенсии в повышенном размере (см. ст. 45 № 4468-1).
Льгота установлена в отношении пенсионных выплат, назначаемых государством, в следующих случаях:
- по выслуге;
- по инвалидности;
- потери кормильца.
Правом на эту льготу обладают не все участники военных конфликтов. Доплату к пенсии получают только ветераны первой группы, указанные в подпунктах 1 –4 пункта 1 статьи 3 № 5-ФЗ РФ.
Пенсионное обеспечение этих граждан повышается на 32 % от расчетной величины пенсии. Неприятной, с точки зрения пенсионера, особенностью российской пенсионной системы является ограничение льгот.
Гражданин, имеющий право на одновременное получение нескольких пенсий, должен выбрать к какой именно выплате будут применяться повышения или доплаты.
Оплата жилья
Ветеранам должны компенсироваться коммунальные расходы (см. п.п. 5 п. 1 ст. 16 5-ФЗ РФ). Размер компенсации составляет 50 %. Льгота распространяется на следующие платежи:
- за наем квартиры или комнаты;
- за содержание помещения (включая расходы на общедомовое имущество);
- сбора на капитальный ремонт.
Льгота распространяется на всех членов семьи, совместно проживающих с ветераном. Компенсация не предоставляется лицам, из третьей ветеранской группы, указанным в подпунктах 5 – 7 пункта 1 статьи 3 закона № 5-ФЗ РФ.
Механизм реализации данной льготы устанавливается в субъектах федерации. Федеральный бюджет только финансирует соответствующие мероприятия.
Обеспечение протезами
Государство обеспечивает ветеранов протезно-ортопедическими изделиями. Порядок обеспечения ими установлен постановлением № 240.
Государство принимает обязанность не только выдать необходимое изделие ветерану, но и оплатить следующие мероприятия:
- ремонт или замену изделия;
- проезд ветерана вместе с сопровождающим к изготовителю протезов для примерки или подгонки;
- проживание ветерана, если изготовление изделие должно осуществляться в амбулаторных условиях;
Вместо оплаты проезда, ветерану может быть предоставлена денежная компенсация. Если человек самостоятельно обратился за изготовлением медицинского изделия, стоимость произведенных им затрат компенсируется по установленным нормам.
Объем данной помощи зависит о содержания индивидуальной программы реабилитации. Государственный орган не вправе навязывать ветерану конкретную модель изделия.
Если человек принял решения пользоваться определенным изделием конкретного производителя, он вправе самостоятельно приобрести его, после чего воспользоваться правом на компенсацию.
Вне очереди
Ветераны должны обслуживаться вне очереди в учреждениях связи, театрах и иных культурно-просветительских организациях, спортивных клубах, бассейнах. Продажа проездных билетов также должна осуществляться в первоочередном порядке.
Пожалуй, данная преференция в настоящий момент представляет собой больше символический жест, чем реальную льготу. С развитием компьютерных технологий стояние в очередях за билетами давно ушло в прошлое.
Воспользоваться статусом можно только придя в билетную кассу. Получить реальную выгоду – попросив продать билеты из брони.
Налоговые льготы
Первоначальная редакция закона № 5-ФЗ РФ содержала прямое указание на предоставление ветеранам войн налоговых льгот. В действующей редакции такое положение отсутствует, условия и порядок льготного налогообложения в настоящее время регулируется НК РФ.
В отличие от закона кодекс не ставит получение конкретной льготы в зависимость от должностных обязанностей, исполнявшихся ветераном во время вооруженного конфликта.
НДФЛ
В отношении данного налога кодекс освобождает от налогообложения суммы ЕДВ, получаемых афганцами и другими ветеранами вооруженных конфликтов (см. п.п. 69 ст. 217 НК РФ). Помимо освобождения от уплаты, для ветеранов предусмотрен налоговый вычет в размере 500 рублей.
На эту сумму налог, удерживаемый работодателем с заработной платы ветерана должен уменьшаться каждый месяц (см. п.п. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ). При самостоятельной уплате налога, гражданин вправе самостоятельно указать сумму вычета в декларации.
Госпошлина
Ветераны вправе отстаивать принадлежащие им в соответствии с законом №5-ФЗ РФ права в суде. Такие обращения не оплачиваются государственной пошлиной (см. п.п. 3 п. 2 ст. 333.36 НК РФ).
Транспортный налог
Размер и основания налоговых льгот по транспортному налогу устанавливается в каждом субъекте федерации самостоятельно.
Депутаты Санкт-Петербурга освободили ветеранов войн от уплаты налога за один автомобиль, если мощность его мотора не превышает 150 лошадиных сил или если машина старше пятнадцати лет (независимо от мощности).
В Москве льгота предоставляется на автомобили не мощнее 200 лошадиных сил, независимо от года выпуска. Севастопольские власти ограничили льготу автомобилями с двигателем мощностью до 100 лошадиных сил.
Земельный налог
Федеральная льгота для ветеранов чеченских и других войн не отличается от стандартной, предоставляемой другим льготным категориям плательщиков налога на землю. Шесть соток освобождены от уплаты налога на всей территории России.
Наличие права на льготу необходимо подтвердить в налоговой инспекции, направив в ее адрес заявление и удостоверяющие документы.
Местные власти вправе установить дополнительные льготы участникам боевых действий. В Северной столице освободили от налогообложения один участок, независимо от его размера. Льгота перестанет действовать если сдать землю в аренду. Москва ограничила льготу 1 000 000,00 р., вычитаемых из кадастровой стоимости участка.
Налог на имущество
Недвижимое имущество, собственниками которого являются ветераны локальных войн, не облагается налогом. При пользовании данной льготой следует учитывать, что он налогообложения освобожден только один из объектов, перечисленных в статье 401 НК РФ.
Следовательно, если в собственности находится два гаража, только один из них, по выбору ветерана, можно освободить от налога.
Для использования льготы участникам боевых действий необходимо предоставить в инспекцию заявление, установленной формы, и документы, подтверждающие статус ветерана. Выбор объекта налогообложения надо сделать до первого ноября.
Отсутствие заявления о выборе не лишает права на льготу. В этом случае ФНС самостоятельно применит положения кодекса к объекту, по которому будет исчислен максимальный налог.
Льготы на местах
Субъекты федерации не ограничены в праве назначать за счет собственных средств дополнительные преференции ветеранам.
Например, в Санкт-Петербурге власти спонсируют приобретение ветеранами боевых действий проездных билетов на общественный транспорт.
Заключение
Действующее законодательство содержит большой перечень льгот, предоставляемых ветеранам локальных войн. К сожалению, не все они в полной мере отражают заслуги людей, профессионально и честно исполнявших воинский долг в реальных боевых условиях.
Смотрите также видео про льготы участникам боевых действий