Процедура медиации

С 2011 года законодатель предложил участникам гражданских, трудовых или семейных правоотношений новый механизм разрешения, возникших между ними разногласий – медиацию. Особенностью этого способа урегулирования конфликта является самостоятельное разрешение спора сторонами при участии и содействии посредника (медиатора).

В отличие от судебного способа рассмотрения требований, медиативная процедура не предусматривает участия в ней третьей стороны, обладающей полномочиями принимать постановление, обязывающее стороны, конкретное решение конфликта вырабатывается участниками спора. Исполнение достигнутых договоренностей обеспечивается путем предоставления соглашению сторон статуса гражданско-правовой сделки или мирового соглашения. Чтобы предпринятые сторонами усилия не пропали зря, а проведение процедуры медиации достигло своей цели, необходимо правильно организовать и осуществить переговорный процесс.

Медиация в России регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Принципы процедуры

В основу медиативной процедуры положены следующие принципы (см. ст. 3 закона № 193-ФЗ от 27.07.2010 г. ):

  • добровольность;
  • конфиденциальность;
  • сотрудничество;
  • равноправие;
  • беспристрастность;
  • независимость.

Только при условии наличия добровольного волеизъявления участников спора об обращении за помощью к посреднику, возможно провести процедуру. Ничто и никто, кроме доброй воли, не может заставить, понудить сторону конфликта участвовать в медиации. Этот же принцип действует и при принятии окончательного решения.

Медиатор не обладает какими-либо властными полномочиями, поэтому деятельное добровольное сотрудничество сторон в процессе переговоров насущно необходимо. Каждая сторона должна желать решить конфликт и делать для этого все от нее зависящее. Задача посредника стимулировать это желание, создавать условия для сотрудничества.

Достичь взаимопонимания невозможно если спор разрешается без обеспечения равноправия сторон. Каждая сторона должна строить свою позицию с осознанием того, что противник обладает такими же правами выдвигать предложения, выносить на обсуждение любые вопросы, находится на одном уровне с ней.

Одним из преимуществ медиации является конфиденциальность процедуры. Ее обеспечение возлагается на всех участников переговорного процесса, включая медиатора. Данное условие обеспечивает возможность конструктивного обсуждения проблемы, поскольку не только защищает интересы сторон по сохранению тайны переговоров, но и ограждает от влияния извне.

Читайте также:  Тактика и стратегия спора в судебном процессе

Соблюдение сторонами указанных принципов является предпосылками для конструктивного разрешения проблемы, согласования решения, устраивающего всех. Но достичь его невозможно без определения требований к роли и поведению посредника. Смысл процедуры полностью теряется, если организовывать переговорный процесс будет лицо, связанное какими-либо интересами с одной из сторон, или отдающее ей предпочтение в силу своей внутренней убежденности. Доверия к такому посреднику не будет, а значит не будет и успешного разрешения конфликта.

Условия применения

Федеральный закон №193-ФЗ не ограничивает в какое время стороны могут прибегнуть к услугам медиатора. Применение процедуры допустимо как на досудебной стадии урегулирования конфликта, так и после возбуждения производства по делу.

Договориться о привлечении к разрешению возможных конфликтов посредника и предусмотреть досудебный медиативный порядок разрешения разногласий, можно путем включения в текст договора соответствующей оговорки. Ее конкретное содержание законом не регламентировано. Будет ли соответствующий раздел договора содержать конкретные указания на порядок передачи спора посреднику, содержать сведения о лице, избранном в качестве посредника, или просто указывать на необходимость привлечения посредника – решают участники сделки.

При отсутствии такой оговорки предложить провести процедуру медиации может любая сторона спора. С таким предложением к сторонам может обратиться судья, рассматривающий дело в государственном судебном учреждении, или третейский арбитр.

Медиативное предложение должно содержать информацию, указанную в п. 2 ст. 8 закона № 193-ФЗ. Срок его рассмотрения противной стороной не должен превышать тридцати дней. Отсутствие ответа признается отказом от участия в переговорах с участием посредника.

Соглашение о проведении

Договоренность о медиации закрепляется подписанием специального документа – соглашения о проведении процедуры. Со дня его заключения отсчитывается срок проведения процедуры.

Стороны должны договориться и указать в соглашении следующие условия:

  • для разрешения каких разногласий стороны обращаются к услугам посредника;
  • к услугам какого посредника они решили обратиться;
  • кем и в каком размере будут оплачиваться услуги медиатора;
  • в каком порядке должна проводиться процедура;
  • в какой срок медиация должна быть окончена.
Читайте также:  Споры до заключения договора

По общему правилу оплата расходов на медитацию осуществляется контрагентами в равных долях. Закон не запрещает изменить это правило соглашением.

Заключение соглашения о медиации, является формальным поводом для начала процедуры. Стоит отметить, что закон не содержит каких-либо последствий уклонения одной из сторон от участия в медиации после заключения соглашения. Исходя из принципа добровольности, такое поведение должно расцениваться, как отказ от урегулирования спора, что дает медиатору основание направить сторонам уведомление о прекращении разрешения спора в связи с нецелесообразностью.

Медиатор

Кандидатура медиатора должна соответствовать общим и специальным требованиям, установленным 193-ФЗ. Закон предусматривает возможность выбора сторонами одного или нескольких посредников. Не стоит забывать, что медиатор не обязан соглашаться участвовать в переговорах. Поэтому перед заключением соглашения о проведении процедуры необходимо заручиться письменным согласием посредника.

При обращении за помощью в урегулировании конфликта в медиативную организацию, кандидатура посредника может быть рекомендована или назначена такой организацией, на основании письменного обращения участников конфликта.

Неустранимым препятствием для участия посредника в организации и обеспечении переговорного процесса являются родственные отношения с одной из сторон конфликта, а также наличие прямого или косвенного интереса в исходе переговоров.

Проведение медиации

Медиация нацелена на разрешение конфликта наиболее экономичными способами, поэтому сроки проведения согласительных переговоров должны быть минимальными. Они определяются сторонами и устанавливаются в соглашении о проведении процедуры.

С целью исключения злоупотреблений и затягивания процесса, закон ограничивает продолжительность медиации шестьюдесятью днями. В исключительных случаях, когда сложность конфликта не позволяет исследовать все обстоятельства за отведенное время, срок может быть продлен до ста восьмидесяти дней по соглашению сторон и при непременном согласии посредника. Медиация, проводимая в рамках судебного разбирательства, должна быть окончена в любом случае за 60 дней.

Читайте также:  Федеральный закон о медиации

Конкретный порядок действий сторон и посредника по урегулированию конфликта определяется соглашением о проведении процедуры. Порядок медиации может быть прописан в тексте документа или определяться путем отсылки к правилам медиации, утвержденным медиативной организацией, в которую обратились стороны. Определение порядка совершения действий может быть отдано на усмотрение посредника, который, в этом случае, должен учитывать пожелания участников, обстоятельства спора, срок его разрешения.

Завершение переговорного процесса закон связывает с наступлением определенных событий или истечением срока, отведенного для урегулирования конфликта.

Достижение сторонами компромиссного решения и заключение медиативного соглашения, завершает процедуру. При этом днем окончания признается день подписания соглашения.

Процедура может быть прекращена по совместной инициативе сторон, на основании заявления посредника или стороны конфликта. В первом случае прекращение переговоров оформляется письменным соглашением всех участников конфликта. Во втором и третьем – письменными заявлениями.

Медиативное соглашение

Выработанные сторонами решения закрепляются в медиативном соглашении. Закон обязывает заключать его в письменной форме. Документ должен содержать:

  • сведения об участниках переговоров (спора);
  • информацию о разногласиях, направленных на разрешение путем медиации;
  • какие действия были совершены во время проведения процедуры;
  • кем проводилась медиация:
  • конкретные обязательства, принятые сторонами по результатам переговоров, условия совершения действий, о которых договорились участники спора, сроки в которые они должны быть совершены.

Поскольку медиативное соглашение представляет собой сделку, исполнение обязательств, предусмотренных ими, могут быть обеспечены способами, предусмотренными ГК, например, неустойкой.

Заключение

Специфика медиации определяет отсутствие досконального регламентирования процедурных вопросов. Определяя принципы и устанавливая требования только к тем условиям, которые должны обеспечивать их выполнение, законодатель оставляет большинство вопросов на разрешение участникам переговорного процесса.

Была ли Вам данная статья полезной?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Scroll Up