Документом, подтверждающим факт супружества, является свидетельство о заключении брака. Справка о заключении брака, выданная из архива отделения ЗАГС, в определённых случаях так же может быть предъявлена вместо свидетельства о браке.
Кроме него, в день бракосочетания — это событие фиксируется во внутренних документах регистрационного органа.
В специальной книге делается соответствующая запись. Которая позволяет идентифицировать личность женщины и мужчины, вступивших в семейный союз. А также содержит сведения о дате и месте этого события.
Записи о бракосочетании обязательны к учету и хранению в порядке, установленном законом. Предоставление справочной информации возможно только по запросу от физических лиц, правомочных получать доступ к таким сведениям.
Порядок оформления и получения справки о заключении брака
Первый семейный документ выдаётся на руки мужу и жене в одном экземпляре. В случае необходимости его предъявляют в различных организациях для доказательства факта заключения брака.
При утере можно получить повторное свидетельство. Также орган ЗАГС предоставляет справку о соответствующей записи в книге записи актов гражданского состояния, если это требуется. В определённых случаях может понадобиться подтверждение брака, прекратившего своё существование по разным причинам.
И за ним тоже можно обратиться туда, где брак был зарегистрирован.
Ни в коем случае нельзя ламинировать брачное свидетельство для защиты от изнашивания. Если ламинирование не предусмотрено, как реквизит документа, то такое покрытие сделает его недействительным. А извлечь документ, не повредив, скорее всего не получится.
Справка о заключении брака может пригодиться, если:
- свидетельство было утеряно или пришло в негодность;
- нужно доказать факт смены фамилии одним из супругов;
- для доказательства родства с умершим после открытия наследства;
- брак был расторгнут и у одного из супругов не осталось на руках копии свидетельства о заключении брака.
Нотариально заверенные копии имеют ту же юридическую силу, что и оригинал документа. В случае если часто приходится пользоваться документом, лучше изготовить несколько таких копий и предъявлять их.
Лица, имеющие право запрашивать справку
Записи о личных событиях, содержащиеся в книге ЗАГС – информация конфиденциальная. Справку о соответствующей записи акта гражданского состояния не может получить любой желающий для удовлетворения своего любопытства либо использования этой информации в корыстных целях.
Выдать справку о заключении брака сотрудники ЗАГС имеют право:
- лицу, о чьём браке была сделана запись;
- близким родственникам покойного лица (по предъявлении удостоверяющих родство документов);
- опекуну или попечителю недееспособного лица, о чьём браке была сделана запись;
- представителю кого-либо из вышеуказанного круга лиц, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности;
Сведения из книги записи актов гражданского состояния могут быть истребованы следственными органами либо судом, действующими в законном порядке.
Что необходимо для получения справки
Выдача выписок органами ЗАГС – это госуслуга, которая оказывается на возмездной основе и контролируется регламентом оказания таких услуг. Согласно подпункту 7 пункта1 статьи 333.26 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина за получение госуслуги составляет 200 рублей.
Приказом Министерства Юстиции России от 19.08.2016 года № 194 утверждёны документы, предъявление которых необходимо для получения этой информации.
Чтобы получить справку о регистрации брака лицо, имеющее на это право, должно обратиться с заявлением, изложив его в письменной форме и приложив к нему пакет документов:
- свой паспорт;
- квитанцию об уплате госпошлины;
- документ, подтверждающий наличие родственной связи с умершим лицом, о браке которого необходимо получить сведения;
- свидетельство, подтверждающее дату смерти умершего лица, о браке которого необходимо получить сведения;
- подтверждение полномочий заявителя, действующего в интересах лица, признанного недееспособным;
- нотариально заверенная доверенность с указанием на право получения представителем справки о заключении брака;
- либо генеральная доверенность, дающая право на совершение любых законных действий от имени заявителя.
На свой выбор можно предоставить оригиналы, или нотариально заверенные копии документов.
Читайте также – Какие документы нужны для заключения брака
Куда можно обратиться за получением справки
Чтобы получить документ, не обязательно посещать госучреждение лично. Заявление можно подать несколькими способами:
- путём личного обращения;
- почтовой пересылкой;
- через личный кабинет на портале госуслуги;
- через ближайшее отделение МФЦ.
При дистанционном обращении к заявлению прилагается тот же пакет документов. Причём,
- сотруднику МФЦ можно предъявить оригиналы;
- по почте лучше направить только нотариально заверенные копии;
- при обращении через личный кабинет на интернет-портале получить справку можно только лично и только после предъявления оригиналов, подтверждающих право на доступ к информации.
Если гражданин обращается в отделение ЗАГС лично и с надлежащим образом оформленными документами, справка будет выдана ему в течение текущего рабочего дня. В остальных случаях на исполнение запроса отводится месяц с момента обращения.
Готовый документ можно забрать самому либо он будет направлен по почте на адрес, указанный при обращении.
О том, как авторизоваться и получить доступ в свой кабинет на портале госуслуги, можно узнать из видеоурока:
Содержание справки
Законом утверждён перечень форм, по которым выдаются справки о регистрации брака, в зависимости от ситуации, для которой они требуются.
При этом справка о заключении брака представляет собой точную выписку из книги актов гражданского состояния. Справка должна содержать сведения о дате бракосочетания и персональных данных вступивших в брачный союз лиц.
Информация, которая обязательно должна быть указана в справке:
- номер и дата записи;
- должность, фамилия и имя работника ЗАГС, засвидетельствовавшего бракосочетание;
- место, где был заключён брак;
- наименование органа ЗАГС;
- полные имена и отчества мужа и жены;
- дата заключения брака;
- информация о смене фамилии одним или двумя супругами;
- добрачная фамилия в таком случае указывается обязательно;
Помимо информации о событии, которое она удостоверяет, правильно оформленная справка о регистрации брака должна содержать:
- номер и дату выдачи справки;
- должность и подпись работника ЗАГС, выдавшего справку;
- печать органа ЗАГС.
При отсутствии одного или нескольких реквизитов документ будет недействителен.
Обязательно нужно лично проверять правильность в написании имени, отчества и фамилии. Упущенные ошибки могут привести к тому, что соответствие документов придётся доказывать в суде.
Форма выданного документа должна соответствовать статусу события, которое он удостоверяет.
Справка о заключении брака по форме 5
Такая форма востребована, когда отсутствует необходимость в получении повторного свидетельства.
Случаи, когда необходимо получение:
- для подтверждения супружества в налоговом органе;
- чтобы доказать факт смены фамилии при отсутствии других документов.
Форма утверждена Приказом Министерства Юстиции РФ от 20.09.2017 года № 173, вступившим в законную силу с 01.01.2018 года.
Архивная справка о заключении брака по форме 6
Этот документ удостоверяет факт регистрации брака после его прекращения:
- развода;
- признания брака недействительным;
- смерти одного из супругов.
Круг оснований, по которым требуется архивная форма гораздо шире.
Порядок фиксации и хранения информации о зарегистрированных актах гражданского состояния регламентируется законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 года № 143-ФЗ. Согласно ему, сведения о заключении брака входят в число записей, подлежащих постоянному хранению в двух экземплярах.
Один в помещении органа ЗАГС, другой в архиве органа исполнительной власти, чьим подразделением ОЗАГС является. Плюс, некоторые муниципальные образования прибегают к современному методу хранения информации – оцифровке.
Но бюрократическая система несовершенна, запись может быть утрачена или по какой-то причине не внесена вообще. В таком случае заявителю выдают справку формы 13 об отсутствии записи акта гражданского состояния.