Система налогообложения в РФ представляет собой цельный и четко отлаженный механизм, функционирование которого регулируется налоговым законодательством. Значимая часть последнего посвящена решению споров в налоговой сфере, непременно возникающих между налогоплательщиками и государством в лице налоговых структур. В последние годы порядок решения подобных конфликтов был не раз видоизменен, поэтому нередко вызывает вопросы у юридически неподкованных граждан. В сегодняшнем материале наш ресурс хотел бы детально освятить сущность, процедуру и особенности досудебного рассмотрения налоговых споров в России.
Суть и базовые принципы досудебного урегулирования налоговых споров
Досудебное решение налоговых споров в РФ – это любые процедуры, направленные на оперативное урегулирование конфликтов в сфере налогообложения вне стен судебных органов. Если сравнивать досудебное разрешение споров с аналогичной процедурой, реализуемой через суд, вырисовывается целый список преимуществ первого варианта. Наиболее значимыми из них следует считать:
- более простой и менее формализованный порядок рассмотрения споров;
- меньшая длительность всех процедур, направленных на решение конфликта;
- отсутствие необходимости уплаты госпошлин и подобных ей судебных издержек.
Источником права досудебного рассмотрения споров с налоговиками в РФ является Налоговый Кодекс, который четко ссылается на него в 19-й и 20-й главах. Согласно законодательно принятым нормам, любое лицо вправе прибегать к досудебному решению конфликтов в налоговой сфере при наличии факта нарушений его законных интересов, прав или свобод. При этом субъект спора может и не быть налогоплательщиком. Это значит то, что даже иностранец, не относящийся к системе налогообложения России, но имеющий основания полагать о нарушении своих прав со стороны налоговых структур нашей страны, имеет полное право обжаловать действия таковых в досудебном порядке. Удивительно, но подобного не запрещает ни один пункт Налогового Кодекса РФ.
На сегодняшний день предметом досудебного рассмотрения споров с налоговиками могут быть:
- акты налоговых структур ненормативного характера (например, требование об уплате налогов или решение о принудительном взыскании таковых);
- действия представителей ФНС, нарушающие права и свободы налогоплательщика;
- их бездействие в плане реализации налоговой деятельности.
Как показывает юридическая практика, наиболее типичными причинами налоговых споров, решаемых в досудебном порядке, являются:
- неправильный расчет налогов, подлежащих выплате, или нарушения в сроках их исчисления;
- неправомерное вынесение требований об уплате обязательных сборов;
- незаконное непредоставление вычетов за налоговый период;
- факт решения по приостановлению банковских операций относительно счетов налогоплательщика;
- отказы в возвратах уплаченных средств, подлежащих обратной выплате налогоплательщикам.
Практика досудебного разрешения конфликтов в сфере налогообложения на территории РФ начала применяться относительно недавно. Законодательно закрепив подобную возможность у налогоплательщиков, правительство в разы разгрузило судебные органы. Более того, в отделениях ФНС нашей страны были сформированы специальные аудиты по досудебному решению споров, которые рассматривают все жалобы и апелляции недовольных налогоплательщиков.
Виды досудебного решения налоговых споров
Досудебное рассмотрение налоговых споров регламентируется налоговым законодательством РФ. Как было отмечено ранее, базовым источником законодательных норм о рассматриваемом здесь явлении считается Налоговый Кодекс. Так как регулирование досудебного решения налоговых конфликтов прямо или косвенно осуществляется во многих статьях данного акта, делать упор на рассмотрение конкретных статей будет неправильно. При желании разобраться в досудебном порядке относительно решения подобных споров придется изучать весь кодекс целиком.
Обобщая положения Налогового кодекса РФ, следует отметить – в России реализуемы два основных вида решения налоговых споров вне стен суда. Оба они сводятся к тому, что недовольный налогоплательщик или его представители должны подать заявление в вышестоящие налоговые структуры, однако в зависимости от индивидуальных особенностей конкретно взятого случая реализация процедуры обжалования различна. В соответствии с действующими законами РФ, характер рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке может быть двух видов:
- Апелляционный, применяется относительно тех решений и действий налоговых органов, которые еще не вступили в законную силу. Для его реализации составляется и подается в вышестоящие налоговые органы апелляционная жалоба, предметом которой может являться исключительно невступивший в законную силу ненормативный акт, выданный налоговиками. Сроки для подачи апелляции ограничены. Если говорить точно, то прибегнуть к апелляционному досудебному порядку представляется возможным в течение не более одного месяца со дня вручения соответствующего акта недовольному налогоплательщику или его представителю. Стоит отметить, что восстановление данного срока законодательством РФ не предусмотрено, поэтому при его пропуске потребуется обжаловать уже вступившие в законную силу акты. С точки зрения всех юридических аспектов, подобный исход событий неблагоприятен именно для налогоплательщика, поэтому сроки возможной подачи апелляции лучше не пропускать, полностью реализуя законные права на апелляционное обжалование решений налоговых органов.
- Общий порядок обжалования, реализуемый при обжаловании вступивших в законную силу решений налоговиков. В этом случае для решения налогового спора в досудебном порядке также требуется составление и направление обращения (как правило, жалобы) в вышестоящие налоговые структуры. Однако следует отметить, что сроки для обжалования подобного рода больше и составляют целый год с того дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих законных интересов или должен был это сделать. Следует отметить, что при общем порядке сроки подачи соответствующих документов могут быть восстановлены. Для этого лицу пропустившему срок обжалования необходимо приложить к подаваемой жалобе заявление с просьбой восстановления сроков и указанием причины их просрочки (естественно, она должна быть уважительной, иначе восстанавливать никто и никому ничего не станет).
В какие госструктуры поддаются досудебные жалобы
Определив необходимость и возможность досудебного решения налоговых споров, первочередно важно определить – в какую госструктуру следует направить жалобу? В соответствии с Налоговым Кодексом РФ, подача жалобы должна осуществляться исключительно в вышестоящий орган по отношению к тому, чье решение или действие, бездействие является предметом спора. На данный момент иерархия налоговых структур в России предусматривает следующее:
- На местном уровне (любые Инспекции ФНС по районам, городам, межрайонным объединениям) вышестоящим органом является Управление ФНС России по субъекту проживания налогоплательщика, обращающегося с жалобой.
- Для Управлений ФНС России по субъектам РФ, Межрегиональных инспекций по крупным налогоплательщикам и ценообразованию, вышестоящей структурой считается центральное отделение ФНС России.
Решаясь на оспаривание решения налоговой структуры, рассмотревшей досудебную жалобу, в уже судебном порядке, обращаться с иском следует в суды соответствующей юрисдикции. По отношению к Управлениям ФНС России по субъектам нашей страны и Межрегиональным инспекциям по крупным налогоплательщикам и ценообразованию такими судебными органами являются областные суды, а для центральной ФНС России – Верховный Суд РФ.
Стоит быть крайне внимательным при направлении искового заявления в суд. Подача иска не в ту инстанцию может привести к возврату искового заявления и пропуску срока на обжалование.
Правила составления и подачи жалобы
Жалобные, подаваемые в виде обычных и апелляционных жалоб при досудебном решении споров с ФНС, не имеют между собой существенных различий. В общем случае данные бумаги должны содержать:
- ФИО и адрес жительства для физического лица или наименование и адрес размещения для юрлица (сведения о заявителе);
- идентификационные данные об обжалуемом решении налоговых органов и указание неправомерных действий с их стороны;
- название госструктуры, деятельность которой является предметом досудебного обжалования;
- основания, определяющие факт нарушения прав и законных интересов заявителя по настоящей жалобе и спровоцировавшие непосредственно спор;
- желания и требования лица, подающего жалобу, по решению возникшего спора;
- дата составления и подпись лица, чьи права были нарушены, или его официального представителя;
- при наличии прилагаемых к жалобной бумаге документов, подтверждающих правоту заявителя в возникшем споре – перечень данных документов в отдельном пункте «Приложение».
Скачать формы типовых жалоб на налоговиков для реализации права досудебного рассмотрения налоговых споров можно здесь: (ссылки)
Оформлять жалобу следует в письменном или печатном виде в двух экземплярах, один из которых подается в полномочные госструктуры, а другой остается у заявителя с отметкой о подаче жалобы. Главное в составлении жалоб – грамотность, последовательность повествования информации о споре и аккуратность. Не забывайте, что неразборчивый документ не будет рассмотрен ни одним госорганом и вернется отправителю. Исключить подобные риски желательно еще на этапе составления жалобы, конечно, если у заявителя имеется желание не потерять драгоценное время, нервы и силы и на без того неприятный спор.
Подача жалобы по досудебному решению налогового спора должна осуществляться либо лицом, чьи права были нарушены налоговыми структурами, либо его законным представителем. При реализации права мирного урегулирования налогового конфликта через представителя требуется приложить к жалобе соответствующий документ (копия доверенности, например).
Непосредственно передача жалобы полномочным госорганам может быть осуществлена и личным посещением таковых, и отправкой бумаги через почту или курьера. Главное, чтобы после подачи жалобного документа у заявителя остались подтверждающий этот факт бумаги (расписка от принявшего жалобу сотрудника ФНС, чек по отправке заказного письма и т. п.). При отсутствии таковых могут возникнуть проблемы в дальнейшем, например, в случае с необходимостью обращения в суд для обжалования решения налоговых структур.
Возможные итоги обжалования
По итогу реализации досудебного рассмотрения налогового спора через вышестоящие представительства ФНС гражданин обязательно получит официальный ответ по поданной им жалобной бумаге. Законодательство РФ предусматривает, что итоги обжалования могут быть нескольких видов:
- Полностью или частично удовлетворительными для заявителя, чьи права ранее были нарушены. В этом случае решение налоговой структуры вступает в силу в день его официального вынесения, если иного не предусмотрено вынесенным актом или законодательством РФ. Исполнение вердикта обязательно со всех сторон налогового спора, если судебного оспаривания такового от их имени не последует.
- Неудовлетворительными для заявителя. В подобном стечении обстоятельств отправителю жалобы направляется:
- либо отказ в рассмотрении жалобы с запретом на ее повторное отправление (вступает в законную силу в день официального вынесения и может быть обжалован в суде);
- либо отказ в рассмотрении жалобы с возможностью ее повторного отправления при корректировке определенных положений (имеет место при несоблюдении базовых правил составления жалобной бумаги, вступает в законную силу в день официального вынесения и также может быть обжалован в суде);
- либо отказ в принятии требований отправителя жалобы (вступает в законную силу в день вынесения, допускается только обжалование в судебном органе).
Отметим, что непосредственно факт подачи жалобы в досудебном порядке решения налоговых споров юридических последствий не несет. То есть, отмена или видоизменение неправомерных решений налоговых структур возможно только после вынесения вышестоящими органами соответствующего решения. Учитывая это, удивляться, например, взысканию «неправильных» налогов в период после подачи жалобы на уже вступивший в законную силу ненормативный акт налоговиков не стоит. Подобные действия с их стороны совершенно законны и обжаловаться в суде не могут.
Подводим итоги
Как видите, особых сложностей в досудебном рассмотрении налоговых споров на территории РФ не имеется. Главное в этой процедуре – грамотный подход и полное соблюдение законодательных норм. В общем случае досудебное урегулирование конфликтов в сфере налогообложения реализуется в 5 несложных этапов:
- Анализ возникшей проблемы с определением дальнейшего вектора действий по решению спора.
- Составление жалобы, ее оформление и подача.
- Ожидание рассмотрения поданных бумаг.
- Получение вердикта по итогам решения налогового спора в досудебном порядке.
- Реализация решения вышестоящих чинов или же его обжалование в суде или других госструктурах.
Резюмируя рассмотрение темы сегодняшней статьи, можно констатировать – нет необходимости бояться досудебного урегулирования налоговых конфликтов, так как данная процедура четко регламентируется законодательством РФ. Более того, реализуя ее в соответствии с приведенной сегодня статьей, в успешности процедуры обжалования не следует сомневаться, конечно, при наличии реальных нарушений со стороны налоговиков. Надеемся, представленный материал был для вас полезен и дал ответы на интересующие вопросы. Удачи в разрешении налоговых споров!
О досудебном решении конфликтов с ФНС: