Судебное урегулирование налоговых споров

Своевременность защиты прав налогоплательщика зависит от соблюдения порядка обжалования решений налоговиков. Ошибки, допущенные при обращении в суд, могут привести не только к затягиванию процесса, но и к отказу рассматривать обращение заявителя.

Понятие

Налоговый спор – разногласия между субъектами налогового правоотношения (налогоплательщиками и контролирующими органами) в отношении взаимных прав и обязанностей, связанные с исчислением и уплатой налогов.

Объектом спора являются интересы участников, выраженные в их субъективном праве. С одной стороны, выступает частный интерес плательщиков налогов, с другой публичный интерес администраторов по сбору налогов.

Налоговый спор – всегда спор с государством, от имени которого выступают налоговые органы, обладающие специальной компетенцией. Разрешение налогового спора происходит путем реализации процедур, установленных законом.

Не каждое разногласие между организацией и инспекцией представляет собой налоговый спор. Многие дела, разрешаемые по заявлениям инспекций, основываются на иных публично-правовых или гражданских отношениях, в частности:

  • о ликвидации организаций;
  • об оспаривании государственной регистрации;
  • об опротестовании сделок.

По основаниям возникновения налоговые споры классифицируют на:

  • возникающие при исполнении обязанности по уплате налогов;
  • возникающие в связи с реализацией права на зачет (возврат) излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов, пени, санкций;
  • по учету налогоплательщиков;
  • оспаривание результатов камеральной проверки;
  • оспаривание итогов выездной проверки.

По предмету разногласий и доказывания налоговые споры делят на:

  • споры по вопросам права (разногласия по поводу толкования норм);
  • споры о фактах (различная оценка обстоятельств);
  • процедурные споры (о нарушениях порядка проведения проверок, привлечения к ответственности).

Подведомственность

Субъективный состав участников налогового спора определяет суд, уполномоченный его рассматривать. Фискальные споры с участием граждан, не имеющих статуса предпринимателей, разрешают гражданские суды. Юридические лица и предприниматели, действующие без образования ЮЛ – должны обращаться в арбитраж.

В отношении места рассмотрения дела действуют общие правила определения территориальной подсудности – по адресу ответчика.

Разрешение налогового спора в судебном порядке характеризуется следующими особенностями:

  • наличием обязательного этапа досудебного урегулирования;
  • сокращенным сроком на подачу заявления;
  • типичностью;
  • особым порядком распределения бремени доказывания;
  • использованием первичных учетных документов.

Обязательное внесудебное разрешение

Суды не принимают обращения налогоплательщиков, если не были приняты меры по досудебному урегулированию налогового спора (см. п. 2 ст. 138 НК РФ). До похода в суд необходимо подать жалобу в вышестоящий налоговый орган, дождаться ее рассмотрения или окончания срока, отведенного фискальной службе на решение.

Заявитель может прибегнуть к судебной защите напрямую, если обжалует действия главного фискального органа (в этом случае выше просто никого нет).

Важное значение имеет содержание жалобы, направленной для рассмотрения в административном порядке. Возражения необходимо максимально раскрыть, сделать предметом рассмотрения. Суды отказывают признавать требования, не заявленные в жалобе, отклоняют новые доводы.

Решение по досудебной жалобе может быть оспорено в административном порядке (подчиненности) или арбитраже. Дальнейшее разрешение разногласий имеет свои преимущества:

  • передача спора из налогового ведомства в суд повышает объективность его рассмотрения (статистика свидетельствует, что суды чаще признают доводы организаций обоснованными);
  • возможность использовать обеспечительные меры для временной защиты интересов организации;
  • формализованность всех стадий процесса, детальное регулирование порядка рассмотрения спора;
  • доступность мер принудительного исполнения решения.

Срок обжалования

После получения решения налоговиков надо действовать быстро, направить заявление в суд не позже трех месяцев (см. ч. 4 ст. 198 АПК РФ, ч. 1 ст. 219 КАС РФ). Отсутствие решения по досудебной жалобе дает право обратиться в суд уже на следующий день, после окончания срока, отведенного инспекции для рассмотрения.

Справка! Рассмотрение обращения об оспаривании результатов фискальной проверки должно быть окончено за 30 дней. В остальных случаях – за 15.

Промедление и отсутствие аргументированного, подтвержденного документально ходатайства о восстановлении срока, приведет к отказу рассматривать требования, разбираться в обстоятельствах.

Инспекции вправе направлять в арбитраж заявления о взыскании средств в течение шести месяцев по истечении срока исполнения требования.

Доказывание

По общему правилу, участники дела должны представить доказательства, подтверждающие их аргументы. В налоговых спорах обязанность доказывать правомерность своих действий в первую очередь возлагается на инспекцию. Это не исключает обязанности организации обосновывать свои возражения документами и другими доказательствами.

В делах об оспаривании ННПА, действий или решений налогоплательщик в первую очередь должен доказать:

  • их несоответствие закону;
  • нарушение ими своих прав.

Судебная практика выработала подход к распределению обязанностей в спорах по результатам проверок. Факт и размер доходов обосновывает инспекция, расходов – налогоплательщик.

Основным источником информации о фактах, лежащих в основе разногласий по налоговому спору, являются первичные учетные документы. Письменные доказательства играют приоритетную роль в процессе, в том числе протоколы допросов, осмотров, выемок, акты, составленные во время проверок.

Доказательственная база в налоговом споре собирается уже на этапе осуществления мероприятий по контролю, проводимых инспекцией. Все документы, собранные налоговиками, полученная от проверяемого или его контрагентов информация, составляют массив доказательств, которые могут быть использованы для принятия решения. Доказательства обязательно должны быть собраны с соблюдением порядка, установленного законом. Нарушения этого требования лишают доказательства их доказательной силы.

Организации вправе предъявлять суду свои собственные доказательства, даже те, которые не рассматривались инспекцией во время проверки. Если необходимое доказательство находится у третьего лица и организации не имеет возможности самостоятельно получить его, она имеет право испросить помощи суда и истребовать документы или информацию от их владельцев. Для этого достаточно направить суду ходатайство, в котором изложить какие факты может подтвердить испрашиваемый документ и почему сторона не может получить его самостоятельно, например, приложить отказ владельца предоставить документы.

Обеспечительные меры

Крайне важно после налоговой проверки предотвратить списания со счетов, сохранить оборотные средства, максимально застраховать имущественные интересы. Избежать взыскания задолженности до вынесения решения судьей, поможет применение обеспечительных мер. Соответствующее ходатайство необходимо направить одновременно с заявлением.

Просьба должна быть хорошо аргументирована. Пойти на встречу заявителю суд может при наличии следующих обстоятельств:

  • непринятие мер приведет к невозможности выполнить будущее решение или существенно затруднит исполнение;
  • непринятие мер может повлечь за собой причинения большого ущерба организации;
  • испрашиваемые меры должны соответствовать заявленному требованию.

Недостаточно просто заявить о возможных последствия в ходатайстве. Доводы надо поддержать серьезной аргументацией, подтвержденной документально. Необходимо убедить судью в том, что требования обоснованы, не выходят за рамки разумности, не дестабилизируют баланс интересов.

Основной мерой предварительной защиты в споре с налоговиками служит приостановка действия акта налогового органа, которая подразумевает запрещение инспекции фактически выполнять свое решение. Конкретную обеспечительную меру выбирают исходя из ситуации. Если инспекция направила инкассовые поручения в банк, целесообразно просить суд установить запрет на их исполнение. Также можно просить снять арест со счетов.

Суд не обязан удовлетворять ходатайство об обеспечительных мерах. Будет ли просьба разрешена зависит от субъективного мнения судьи, рассматривающего спор. Возможно, что все доводы заявителя обоснованы, но судья посчитает, что приостановка решения неблагоприятно скажется на балансе интересов, сделает невозможным исполнение решения. Чтобы и эта сторона процесса была застрахована от случайностей, можно подкрепить ходатайство предоставлением встречного обеспечения, внести средства в размере оспариваемой суммы на депозит суда. Налоговики вправе попросить суд обязать заявителя предоставить встречное обеспечение. Суд вправе предложить заявителю предоставить гарантии по собственной инициативе.

Размер денежного обеспечения не может быть меньше половины оспариваемых сумм. Непредоставление гарантий является основанием для отказа в принятии обеспечительных мер.

Практика работы судов показывает, рассматривая ходатайство, суды устанавливают следующие факты:

  • заявитель не имеет возможности одновременно удовлетворить требования инспекции и других кредиторов;
  • имущества заявителя достаточно для исполнения будущего, возможно неблагоприятного для него, решения суда.

Указанные факты устанавливаются по данным бухгалтерского учета и отчетности заявителя, подтверждающих ежемесячный оборот средств и размер активов баланса.

Ходатайство о применении обеспечительных мер направляется в суд, рассматривающий основное требование (налоговый спор). Судья должен принять по нему решение в течение дня после поступления. Отказ в удовлетворении ходатайства может быть обжалован.

Исполнение определения о принятии обеспечительных мер обеспечивается мерами принудительного исполнения. На основании определения выдается исполнительны лист.

Обращение в суд

Заявление подается стороной налогового спора в арбитраж, в письменной форме или посредством сети Интернет, путем заполнения специальных форм на сайте соответствующего суда.

В заявлении указывается:

  • наименование суда;
  • наименование и адрес обращающейся стороны;
  • наименование и адрес налогового органа, действия которого оспариваются;
  • требования заявителя;
  • обстоятельства спора;
  • расчет оспариваемой суммы;
  • информация о досудебных обращениях в инспекцию по этому вопросу;
  • какие обеспечительные меры были приняты судом;
  • перечень приложений.

Копию обращения в суд необходимо направить другим участникам спора, при необходимости приложить к нему документы, отсутствующие у этих лиц.

К заявлению должны быть приложены:

  • доказательства направления копий обращения другим участникам спора;
  • доказательства, подтверждающие доводы стороны;
  • решение, подтверждающее полномочие руководителя заявителя, доверенность представителя;
  • выписки из ЕГРЮЛ, подтверждающие адреса сторон спора.

Если форма и содержание обращения соответствуют формальным требованиям, судья принимает решение о возбуждении дела и выносит об этом определение. На принятие решения судье предоставляется 5 дней. Нарушение требований служит основанием для оставления обращения без движения. В этом случае заявителю предоставят время для устранения замечаний. После устранения, заявление считается поданным в первоначальный срок. Пропуск срока приведет к возврату обращения заявителю.

Помимо пропуска срока устранения замечаний, основаниями для возвращения заявления являются:

  • дело не подсудно конкретному суду, в который направлено заявление;
  • заявитель отозвал свое заявление;
  • суд отклонил прошение о рассрочке госпошлины.

Срок рассмотрения

Чтобы разобраться во всех нюансах отношений сторон налогового спора, подготовить его к слушанию, рассмотреть разногласия, принять и оформит решение, суду предоставлено три месяца. В исключительно сложных случаях срок можно продлить до шести.

В действительности скорость рассмотрения дела во многом зависит от качества его подготовки к слушанию. Если все доказательства подставлены заблаговременно, проведение экспертиз не требуется, дело может быть рассмотрено и в одном совмещенном заседании. В противном случае по причине отложений, приостановок, дело может затянуться надолго.

Обжалование решения

Решение по налоговому спору приобретает законную силу через один месяц после его изготовления в полном объеме. В течение этого срока возможно оспаривание решения в апелляционной инстанции. Срок для пересмотра, пропущенный по уважительной причине можно восстановить.

Жалоба подается через суд, рассматривавший дело в первой инстанции. Копия обращения направляется другим участникам спора.

Апелляционный порядок пересмотра предполагает повторное разрешение спора. Новые доказательства принимаются и оцениваются судом только в случае, когда сторона обосновала невозможность их предоставления в предыдущей инстанции.

Пересмотр решения должен быть окончен за два месяца. Апелляционная тройка вправе оставить ситуацию без изменения, изменить решение или отменить его.

Основаниями для пересмотра налогового спора являются:

  • поверхностное выяснение обстоятельств спора;
  • недоказанность существенных обстоятельств;
  • несоответствие выводов обстоятельствам;
  • нарушение норм права как материального, так и процессуального.

В течение двух месяцев со дня приобретения решением законной силы, оно может быть оспорено в кассации. Этот срок, пропущенный по уважительной причине, тоже может быть восстановлен, но только если жалоба направлена не позже шести месяцев после вступления постановления суда в силу.

Кассация пересматривает дело только в пределах требований жалобы, дополнительные доказательства не оценивает, новые требования не рассматривает.

Заключение

Разногласия с налоговой инспекцией чаще всего возникают у лиц, осуществляющих экономическую деятельность. Обусловлено это активным участием коммерческих организаций в налоговых отношениях.

Разрешение налогового спора в судебном порядке предпочтительнее, предоставляет налогоплательщику большие гарантии объективности.

Оцените полезность статьи
( Пока оценок нет )
Делитесь с друзьями
По кодексу: закон и право
Комментарии: 1
  1. W_Royce

    Когда досудебные способы урегулирования налоговых споров исчерпаны, для защиты своих прав и законных интересов граждане, организации и иные лица вправе обратиться в суд.

Добавить комментарий

один × два =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: