Коллективный трудовой спор

Между работниками компании, предприятия, учреждения и ее администрацией извечно существуют противоречия. Все они складываются в трудовой сфере в основном относительно:

  • заработной платы – ее размера, выплат и т.п.;
  • условий осуществления трудовых функций;
  • всех вопросов, касающихся коллективного договора;
  • моментов, когда не принимается во внимание мнение представительного органа трудящихся при принятии локальных актов организации.

Коллективные трудовые споры нашли свое отражение в правовых актах нашего государства –, прежде всего, в Трудовом кодексе РФ (глава 61). Никто не имеет права отступать от установленных в нем положений.

Возникновение спора в сфере труда

Чтобы квалифицировать возникшие противоречия, как коллективный трудовой спор, нужно наличие определенных признаков:

  • субъекты;
  • предмет противоречий;
  • причина его возникновения.

Необходимо разобрать каждый из них подробнее, чтобы понять принципиальные особенности коллективного спора.

Участники

С одной стороны спора выступают коллективы работников:

  • члены профсоюзной организации;
  • объединение работников компании по отраслевому признаку;
  • отдельное подразделение предприятия;
  • трудящиеся, действующие в защиту общих интересов.
Важно! Если будут нарушены законные права только одного человека, то такой спор не является коллективным, а будет расценен, как индивидуальный.

С другой стороны возникших противоречий всегда выступает работодатель. При этом, может иметь место и признак коллективности. Так, например, это могут быть объединения работодателей одной отрасли производства. Возможно образование союзов и по территориальному признаку, например, одного региона Российской Федерации.

Все стороны выражают себя, выдвигают свои требования через представителей.

Со стороны работников учреждения могут быть представителями профсоюзные организации, лица, уполномоченные в соответствии с уставами предприятия, которые избираются на собраниях, конференциях работников.

Со стороны работодателей выступают в качестве представителей также уполномоченные лица. Порядок избрания представителей может быть прописан в уставах и иных локальных актах организации. А индивидуальные предприниматели участвуют лично в коллективных спорах со своими подчиненными.

Читайте также:  Размер госпошлины по трудовым спорам

Предмет спора коллектива работников и работодателей

В праве, в том числе и трудовом, предметом споров чаще всего являются права и законные интересы. В случае с коллективным спором – это нарушенные права и интересы объединения работников.

Причины возникновения

На территории работодателя могут возникнуть коллективные конфликты по следующим причинам (статья 398 ТК РФ):

  • установление условий работы или их изменение – неправомерное увеличение рабочего времени, отказы в предоставлении отпусков и др. В данную категорию можно отнести моменты, завязанные на заработной плате – ее несвоевременная выплата, установление штрафов, лишение переменной части;
  • вытекающие из процедур подписания, пересмотра и непосредственного исполнения коллективных договоров и соглашений;
  • нежелание работодателя прислушаться и принять мнение органа работников по представлению их интересов, когда дело касается введения в действие локальных актов предприятия, затрагивающих те или иные условия труда.

Спор коллективный существует в двух категориях:

  • когда разногласия и противоречия возникают в социально-экономическом поле, в бытовой сфере деятельности работников организации, при заключении или изменении коллективных соглашений;
  • когда спор рождается в процессе исполнения отдельных положений законодательства о труде и коллективного договора.

Спор можно подразделить и по виду правоотношений:

  • между коллективом трудящихся и непосредственно администрацией компании, то есть когда имеет место коллективный спор на локальном уровне;
  • между работодателем и профсоюзом трудящихся;
  • выше ступени одного работодателя в сфере социального партнерства.
Важно! Нужно грамотно обозначить подход к урегулированию подобных споров, подыскать пути их решения, найти компромиссы.

Предшествующие коллективному спору процедуры

Урегулирование разногласий при спорах между коллективом трудящихся и работодателем происходит по определенному порядку. Процесс рождается на общем собрании или конференции, когда должны быть сформулировать просьбы и требования. При этом, таковые необходимо изложить в письменном виде. Такой перечень подлежит направлению администрации компании для рассмотрения.

Следует отличать конференцию от собрания:

  • на собрании должны присутствовать более половины всех трудящихся;
  • в конференции для ее состоятельности должны участвовать не менее 2/3.

А утверждение списка требований будет легитимным, если за него проголосовали больше половины присутствующих. Кроме того, на данном мероприятии избираются представители работников, которые будут участниками коллективного спора.

Читайте также:  Сроки давности по трудовым спорам

После получения списка просьб, работодатель обязан рассмотреть их в течение двух рабочих дней (статья 400 ТК РФ). Данное количество дней применимо для индивидуальных предпринимателей, для организаций.

В течение трех недель требования трудящихся рассматриваются работодателями на иных уровнях:

  • в сфере одной отрасли деятельности или производства предприятий;
  • межрегиональном;
  • территориальном;
  • на уровне субъекта;
  • федеральном.

Сроки необходимо отсчитывать с момента получения письменных недовольств. Ответ дается также в письменной форме.

В некоторых случаях, работодатели удовлетворяют все требования трудящихся в полном объеме. При таком раскладе, оснований для инициации коллективного спора нет. В противном случае, при отклонении ряда требований или полностью всех, рождается коллективный спор.

Споры шаг за шагом

Законодательство о труде нашего государства устанавливает, что коллективный трудовой спор проходит несколько этапов до его окончания:

  • примирительная комиссия;
  • посредничество и (или) формирование трудового арбитража.

Неотвратимость рассмотрения спора примирительной комиссией закреплена в ТК РФ (статья 401). Если по каким-либо причинам стороны не находят решения на данном этапе, спор переходит на следующий уровень разрешения.  Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Допускается обращение сторон в государственные структуры, чтобы зарегистрировать спор.

Это интересно! В тот период, когда длится коллективный трудовой спор, работники могут проводить такие мероприятия, как митинги, демонстрации, шествия, чтобы поддержать, усилить свою позиции и привлечь внимание к ней.

Примирительная комиссия

Как только коллективный трудовой спор инициирован, на создание примирительной комиссии (статья 402 ТК РФ) определяется максимум два рабочих дня на локальном уровне и три рабочих дня на иных уровнях социального партнерства. Данный паритетный орган должен быть оформлен приказом организации и решением представителя сотрудников, если спор находится на локальном уровне.

Что касается других ступеней социального партнерства, то необходимо издать акт (распоряжение или постановление), исходящий от сторон коллективного спора.

Примирительная комиссия действует до трех рабочих дней на локальном уровне и до пяти рабочих дней на иных уровнях. Именно в этот период спор должен быть разрешен. Если на данном этапе решение будет принято, то оно облекается в форму протокола.

Читайте также:  Подсудность по трудовым спорам

Посредник, трудовой арбитраж

Если по истечение действия примирительной комиссии спор не будет окончательно урегулирован, то коллективные трудовые разногласия могут быть рассмотрены с помощью посредника (статья 403 ТК РФ). Дается два рабочих дня со дня утверждения примирительной комиссией протокола разногласий, чтобы пригласить посредника. За кандидатурой можно обратиться и в уполномоченный государственный орган. Если стороны не нашли подходящего посредника в течении установленного срока, то необходимо начать переговоры о создании арбитража.

Спорящие по согласованию между собой определяют то, каким образом будет решаться разногласия с посредничеством. Существуют рекомендации Минтруда о том, как данная процедура может осуществляться. Срок на разрешение спора при помощи посредника – 3 рабочих дня.

Трудовой арбитраж необходим, если спорящие не пришли к компромиссу и составили протокол разногласий. Этот орган является временным, а его решения считаются обязательными, если работники и работодатель заключили соглашения письменно о его обязательности.

В период трех рабочих дней после завершения действия комиссии стороны и государственная структура создают такой орган. При уклонении в его формировании может быть объявлена забастовка, за исключением определенных случаев.

Важно! Трехсторонним решением определяется то, как будет действовать арбитраж, каковы его полномочия. Пять рабочих дней отводится на разрешение конфликта. Как только этот срок истекает, должно быть принято соглашение по возникшему спору, обязательное для сторон.

Понятие коллективного трудового спора, а также то, как он должен быть разрешен довольно четко определено в трудовом законодательстве, поэтому проводить данную процедуру удобно, если возникают разногласия у объединения работников и работодателя.

Была ли Вам данная статья полезной?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Scroll Up