Что такое трудовой спор по ТК РФ

Отношения между работодателем и работником многогранны и сложны, конфликты неизбежны. В какой момент переговоры формата «администрация – сотрудник» переходят в юридическую категорию «трудовые споры», что за этим следует и чем индивидуальный спор отличается от коллективного, рассмотрим в этой статье.

Понятие о трудовом споре

Права, обязанности нанимателей и сотрудников, порядок их осуществления, исполнения, регулируются законодательством о труде. Нарушение одним из субъектов установленных законом правил, влечет ущемление интересов других участников правоотношений, вынуждает защищаться, вести переговоры. Когда самостоятельно достичь компромисса невозможно, конфликт трансформируются в трудовой спор. С этого момента действия работодателей и работников подчиняются регламенту, определенному законом, заявление передается на рассмотрение уполномоченному органу, принятое решение приобретает обязательный характер, выполнение обеспечивается мерами принудительного исполнения.

Признаки трудового спора:

  • конфликт возник из трудовых отношений;
  • сторонами являются работодатели и работники;
  • стороны не смогли договориться о приемлемом решении во время переговоров и обратились в уполномоченный орган.

Требование организации к сотруднику возместить ущерб, причиненный недостачей материальных ценностей, содержит все признаки индивидуального спора: сторонами являются предприятие и его сотрудник; обязанность работника возместить ущерб предусмотрена ТК РФ; отказ сотрудника добровольной компенсировать недостачу дает основание обратиться в суд.

Напротив, требование работодателя взыскать с работника сумму займа будет рассматриваться по правилам гражданского законодательства, поскольку ссуда, хотя и была выдана во время работы на предприятии, но отношения между заемщиком и займодавцем регулируются ГК РФ.

Исходя из субъективного состава участников ТК РФ выделяет два вида служебных конфликтов:

Индивидуальный спор

Нерешенные разногласия по вопросам применения норм законодательства о труде – составляют предмет разногласий. Поводом для их возникновения могут быть как нарушения законов, так и неисполнение коллективного договора или соглашения, трудового договора, незаконные приказы, распоряжения администрации.

Читайте также:  Положения о комиссии по трудовым спорам

Частным случаем ИТС являются разногласия по поводу индивидуальных условий работы (см. часть 1 ст. 381 ТК РФ).

Личный характер (нарушение прав конкретного работника), определяет субъективный состав участников. С одной стороны, выступает работодатель, с другой работник, в том числе уволенный. По правилам, установленным для разрешения ИТС, рассматриваются дела об отказе принять на работу.

Уполномоченные органы

Индивидуальный конфликт может быть передан на рассмотрение (см. ст. 382 ТК РФ):

  • в комиссию по трудовым спорам;
  • суд.

Заявитель самостоятельно выбирает куда подать заявление. Исключение составляют дела, указанные на схеме, рассматриваемые непосредственно в суде.

Сроки рассмотрения

Комиссия должна вынести решение за десять дней. Пропуск срока дает заявителю право перенести рассмотрение заявления в суд (см. ст. 390 ТК РФ). Не позднее двух месяцев решение вынесет суд.

Коллективный спор

Общие интересы группы работников отстаиваются перед работодателем через процедуру рассмотрения коллективного трудового спора.

Основное отличие КТС от персонального конфликта – состав участников, чьи интересы затронуты. Отсюда и особенности рассмотрения, установленные законом. Стороной в КТС выступает коллектив сотрудников, действующий через своих представителей, избранных на собрании, или через профсоюз. От имени организации выступают лица, назначенные приказом руководителя.

Предметом разногласий, затрагивающих интересы коллектива, являются (см. 398 ТК РФ):

  • условия труда;
  • заработная плата;
  • положения колдоговора или соглашения;
  • игнорирование администрацией мнения профсоюза при издании приказов, распоряжений.
Важно! Действия работодателя должны нарушать права группы сотрудников, носить коллективный характер.

Невыплата надбавки отдельному сотруднику – предмет рассмотрения ИТС. Оспаривание изменений положений колдоговора, регламентирующих порядок установления надбавок – КТС.

Уполномоченные органы

Рассмотрение КТС предусматривает два этапа:

  • обязательный – примирительные процедуры;
  • трудовой арбитраж.

За 3 рабочих дня КТС должен быть рассмотрен примирительной комиссией, создаваемой на предприятии из представителей работников и работодателя. Уклониться от участия в примирительных переговорах нельзя. Цель работы комиссии – найти компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны. Решение комиссии оформляется протоколом.

Читайте также:  Кем рассматриваются индивидуальные споры между работником и работодателем

Недостижение согласия на этапе примирительных процедур дает основание обратиться за разрешением КТС к посреднику или в специальный арбитраж.

Привлечение посредника осуществляется на основании письменного соглашения. Несогласие одной из сторон с участием посредника в урегулировании разногласий, невозможность согласовать кандидатуру независимого «арбитра», приводят к необходимости направить материалы в трудовой арбитраж. Рассмотрение конфликта в арбитраже обязательно в случаях, когда закон запрещает проводить забастовку.

Сроки

Посредник и арбитраж обязаны рассмотреть КТС и принять решение за 3 дня.

Заключение

В зависимости от субъективного состава участников разногласий, возникающих из трудовых отношений, различают индивидуальные и коллективные споры.

Индивидуальные разрешаются в судах и комиссиях по трудовым спорам.

Основным принципом урегулирования коллективных разногласий является достижение компромисса в ходе проведения согласительных процедур.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: