Рассмотрение индивидуальных трудовых споров

Трудовая деятельность на предприятии непременно сопровождается конфликтами между работниками и работодателем. Конфронтации подобного рода определены Трудовым Кодексом РФ как индивидуальные трудовые споры, порядок разрешения которых четко отражен в этом же законодательном акте. В отличие от других процессуальных процедур порядок решения данных конфликтов особых сложностей в рассмотрении не имеет, ведь для понимания его сущности достаточно изучить 60-ую главу упомянутого выше кодекса. Сегодняшняя статья посвящена именно этому, поэтому при желании узнать об индивидуальных трудовых спорах всю важную информацию обязательно дочитайте ее до конца.

Суть и базовые принципы рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Согласно законодательству нашей страны, не каждый конфликт на производстве может называться индивидуальным трудовым спором (ИТС). Посвященная этому явлению 60-я глава Трудового Кодекса РФ (ТК РФ) четко определяет его сущность и порядок разрешения. Так, из 381-ой статьи акта следует, что индивидуальный трудовой спор – это любое неурегулированное разногласие, возникшее между работником и его нанимателем, и касающееся применения норм трудового права. Возникновение спорных вопросов между двумя сторонами трудовых отношений может быть обусловлено неправильной трактовкой одной из них таких правовых актов как:

  • Конституция РФ;
  • Трудовой Кодекс РФ;
  • любые Федеральные законы, касающиеся регулирования трудовых отношений на территории РФ, а также аналогичные им постановления Правительства РФ, указы президента и законы местных органов власти;
  • локальные нормативные акты, применяемые непосредственно на предприятии;
  • трудовой договор.

Субъектами индивидуального трудового спора всегда выступают стороны трудовых взаимоотношений. С одной стороны таковым обязательно является работодатель или его представители, а с другой – работник. Стоит отметить, что в ТК РФ указана возможность вступления в ИТС не только действующих трудящихся, но и ранее уволенных с предприятия  или желающих устроиться на него, но получивших отказ. Главное для возникновения конфликта – факт нарушения трудового законодательства или притязания на него, поэтому действующий статус субъектов индивидуального спора особой важности не имеет.

Для общей информации рассмотрим типовые причины, по которым между работниками и работодателями случается индивидуальный трудовой спор. Чаще всего подобная конфронтация имеет место при:

  • несоблюдении норм трудового законодательства или договора между субъектами трудовых отношений (систематическая неявка на работу, постоянные задержки зарплаты и т.п.);
  • незаконном увольнении сотрудника или отказе в приеме такового на работу со стороны работодателя;
  • неполном исполнении обязанностей со стороны субъектов трудовых отношений (не предоставление положенных льгот работникам, периодические недоработки на рабочем месте и т.п.).

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров возложено на две структуры – комиссия по трудовым спорам и суд. Более подробно о каждой из них пойдет речь ниже, а сейчас следует отметить, на чем основывается деятельность данных органов. Согласно 383-ей статье ТК РФ, регулирование ИТС  должноосуществляться на основе Трудового кодекса РФ. При этом, что касается непосредственно процесса судопроизводства, руководствоваться необходимо нормами Гражданского процессуального кодекса РФ.

Читайте также:  Трудовой договор с работником

Разрешение индивидуальных трудовых споров через КТС

Сущность комиссии по индивидуальным трудовым спорам

Как было отмечено выше, полномочиями по разрешению индивидуальных трудовых споров наделены лишь две структуры – комиссия по трудовым спорам (КТС) и суды (статья 382 ТК РФ). В этом разделе статьи более детально рассматривается деятельность первой. В первую очередь, следует отметить, что КТС –орган, который организуется в пределах конкретно взятого предприятия и обладает законодательно установленными полномочиями по разрешению трудовых споров. К слову, регуляция создания и деятельности комиссии по индивидуальным трудовым спорам осуществляется той же 60-ой главой ТК РФ, а точнее – ее 384-390 статьями.

Обобщая положения ТК РФ, следует выделить следующее:

  1. Структура может быть создана по инициативе одной из сторон трудовых отношений – работников или работодателей,. При этом важно отметить, что при инициации создания КТС, например, работниками работодатель не вправе отказать в этом и обязуется направить в орган в течение 10 дней своих представителей.
  2. В состав комиссии по индивидуальным трудовым спорам должны входить представители обеих сторон трудовых отношений в равных количествах. Выбор представителей со стороны работников, как и инициация с их стороны создания комиссии, осуществляется посредством голосования на общем собрании или же отправкой соответствующего заявления в Профсоюз. Работодатель, в свою очередь, решение об инициации создания КТС и своих представителей в таковой определяет самостоятельно.
  3. Деятельность созданной комиссии обязательно осуществляется в законодательно установленном порядке. Члены КТС обязуются действовать исключительно в рамках своей компетенции и беспристрастно при рассмотрении индивидуальных споров. Базовыми нормативными актами, на положения которых должен опираться орган при реализации своих полномочий, являются Конституция РФ, ТК РФ и локально-нормативные акты о КТС (положения, приказы предприятия).

Действующие законы России предусматривают возможность создания только одной комиссии по трудовым спорам на предприятии. Исключением являются организации, в которых присутствуют два и более структурных подразделения. В таком случае каждое отдельное подразделение имеет право создать свою собственную КТС, которая будет решать индивидуальные трудовые споры исключительно в его пределах.

Создание и деятельность КТС

Согласно ТК РФ, создание КТС – процедура комплексная, состоящая сразу из нескольких этапов. Вкратце, она реализуется следующим образом:

  1. Работники или работодатели в документальной форме инициируют создание комиссии, после чего стороны трудовых отношений в течение 10 дней обязаны направить в орган своих представителей.
  2. Затем осуществляется сбор будущего состава КТС и выбор с их стороны путем голосования председателя (принимает окончательные решения), его заместителя и секретаря (документально оформляет все решения комиссии).
  3. После этого необходимо реализовать официальную регистрацию КТС на предприятии. Делается это посредством оформления специального приказа о создании комиссии, в котором отражается вся важная информация о создаваемом органе (состав, представители, сторона инициации создания, компетенция и т.п.). Также на этом этапе важно создать печать КТС.
  4. Официально создав комиссию, ее представители должны уведомить об этом всех работников предприятия.
  5. Затем КТС начинает свою непосредственную деятельность по решению индивидуальных трудовых споров в организации.
Примечание! Обеспечение деятельности комиссии ложится на плечи работодателя. При создании данного органа на предприятии именно он обязуется предоставить место для собраний и нести все траты, возникающие в процессе деятельности КТС (закупка канцелярских товаров, производство печати и т.п.).
Читайте также:  Комиссия по трудовым спорам

Компетенция комиссии по индивидуальным спорам довольно-таки широка. В целом, она решает любые конфликты между работодателем и работниками. При этом КТС не вправе:

  • изменять нормы трудовой деятельности и оклады;
  • определять тарифные разряды;
  • проводить оспаривание решения работодателя по увольнениям и переводам;
  • рассчитывать или инициировать расчет трудовых стажей работников для получения с их стороны льгот и иных послаблений.

Индивидуальные споры подобной формации решаются только в судебном порядке. В остальных же видах конфликтов обращение к комиссии вполне реализуемо как со стороны работников, так и со сторон работодателя.

Порядок рассмотрения индивидуальных споров через комиссию

Рассмотрение индивидуально трудовых споров через КТС осуществляется в три основных этапа, а именно:

  1. Инициация рассмотрения возникшего конфликта. Для этого недовольной стороне необходимо написать заявление в свободной форме и описать в нем суть спора, а также требования по его разрешению. Составленная бумага передается секретарю КТС, который обязательно фиксирует ее поступление в специальном журнале органа. Законодательство РФ позволяет обращаться за помощью к КТС в период до 3 месяцев с момента возникновения конфликта (то есть – с момента нарушения прав одной из сторон трудовых отношений).
  2. Рассмотрение заявления. Осуществляется оно в законодательно установленные сроки – 10 дней с момента поступления бумаги к секретарю. Рассмотрение спора проводится на собрании комиссии, о котором уведомляются все заинтересованные в конфликте лица в виде приглашения.
  3. Вынесение решения. Рассмотрев суть проблемы и выслушав показания заинтересованных сторон, состав комиссии проводит тайное голосование по разрешению конфликта. В спорных ситуациях или при равном количестве голосов окончательное слово остается за председателем или его заместителем. Сформированный вердикт оформляется в документальной форме и подтверждается печатью КТС, подписью председателя. Оригинал документа «пришивается» в журнал комиссии, а копии решения выдаются сторонам спора.
Важно! Вердикт КТС вступает в силу в день его вынесения и обязателен в исполнении со стороны каждого представителя конфликта. Несогласный с решением комиссии участник индивидуального спора может обжаловать его только в судебном порядке.

Разрешение индивидуальных трудовых споров в суде

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах реализуется довольно-таки часто. Основаниями к обращению в судебные органы у работников и работодателей являются:

  • не рассмотрение КТС поданного заявления в 10-дневный срок;
  • не согласие с решением комиссии;
  • отсутствие или невозможность создания комиссии на предприятии;
  • невозможность разрешения спора через КТС в силу его неправомочности в конкретно взятом случае (например, при необходимости восстановить на работу незаконного уволенного человека).

Согласно положениям 391-ой статьи ТК РФ, непосредственно в судах рассматриваются споры:

  • по заявлению работника — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
  • по заявлению работодателя — о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами;
  • об отказе в приеме на работу;
  • лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций;
  • лиц, считающих, что они подверглись дискриминации (нарушение статьи 3 ТК РФ).
Читайте также:  Коллективный трудовой спор

Сроки обращения в суд для решения индивидуальных трудовых споров могут составлять:

  1. 10 дней с момента получения истцом неудовлетворительного для него решения КТС.
  2. 3 месяца с того дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своих трудовых прав.
  3. 1 год со дня невыплаты положенных выплат истцу со стороны работодателя;
  4. 1 год с момента, когда истец понес убытки по вине другой стороны трудовых отношений.
Важно! Если отмеченные выше сроки были пропущены истцом по уважительной причине, которую можно подтвердить документально (болезнь, отъезд за границу и т.п.), он имеет право восстановить их посредством приложения к исковому заявлению соответствующей бумаги с просьбой о восстановлении срока исковой давности по его делу.

Для инициации судебного процесса по индивидуальному трудовому спору пострадавшая сторона правоотношений должна подать иск в мировой (при его сумме до 50 000 рублей или отсутствии таковой) или районный (при сумме иска от 50 000 рублей) суд по своему месту жительства. В исковом заявлении должны содержаться сведения о (об):

  • наименовании судебной структуры, в которую направляется иск, и ее адрес;
  • истце (ФИО, контакты, адрес места жительства);
  • ответчике (ФИО, контакты, адрес места жительства);
  • сути возникшего спора и месте его происшествия в максимально лаконичной форме, но с уточнением всех значимых нюансов;
  • требованиях или желаниях истца по решению индивидуального конфликта (например, просьба восстановить на рабочее место или получить положенные выплаты от работодателя);
  • цене иска (если она имеет место быть);
  • приложениях, идущих вместе с иском (любые документы, подтверждающие правоту истца).

Составленное исковое заявление обязательно подкрепляется подписью истца и датой его составления, после чего любым удобным способом доставляется в суд (личным посещением, через курьера или заказным письмом). Сроки рассмотрения исков по индивидуальным трудовым спорам в мировых и районных судах составляют 1 месяц, по истечению которого инициируется судопроизводство. Итоговый вердикт подлежит незамедлительному исполнению после его вынесения, если иного не предусматривают выданные судьей документы. Недовольная решением суда сторона имеет полное право обжаловать его в вышестоящих инстанциях (областные и краевые судебные органы).

В целом, процесс разрешения индивидуальных трудовых споров прозрачен к пониманию. Ознакомившись с представленным выше материалом и 60-ой главой ТК РФ, совершенно точно любой работник или работодатель сумеет должным образом защитить свои права и интересы удобным для него способом. Надеемся, рассмотренная сегодня тема была интересна читателям и все они сумели разобраться с ее сутью.

Видео о сущности индивидуальных трудовых споров:

Была ли Вам данная статья полезной?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Scroll Up